Под мотивацией в данном случае подразумевается не тоже, что в психологии. Мы рассматриваем не мотивацию человека, а мотивацию аллода, то есть то, что заставляет аллод работать и развиваться. Но все же в некотором роде мотивация аллода и мотивация человека схожи.
1. Для начала рассмотрим мотивацию человека. В психологии существует формула так называемого волевого действия, т.е. сознательного действия, направленного на достижение осознанной цели. Сначала возникает потребность, для удовлетворения которой предназначено волевое действие. Потребность – это внутреннее психологическое напряжение, носящее глобальный характер. Потребность не осознается непосредственно, она может быть осознана лишь косвенным образом. Далее идут мотивы, или, пользуясь определением А.Н.Леонтьева, опредмеченные потребности. Согласно А.Н.Леонтьеву, источником побудительной силы мотива выступают потребности (что и показано посредством первой слева горизонтальной стрелки в формуле на рисунке). Волевое действие, в отличие от других изучаемых психологией форм действий, в общем случае содержит в себе этап борьбы мотивов (вертикальная стрелка между обозначениями мотивов) и вытекающего из этой борьбы принятия решения. Мотивов может быть любое число, но для возникновения борьбы мотивов их должно быть не менее двух. Мотив, в отличие от потребности, может быть осознан (но осознается далеко не всегда; в случае неосознанности мотива для наблюдателя или для самого субъекта говорят о немотивированной деятельности). После принятия решения устанавливается цель, которая субъектом действия, как правило, осознается (или, по крайней мере, при желании может быть осознана). Цель предполагает использование для своего достижения определенных средств и способов, или, говоря другими словами, инструментария (орудий) и методов (приемов). Применение выбранных способов и средств для достижения цели в общем случае ведет к преодолению возникающих на пути этого достижения препятствий. Полученный результат (или целый ряд всяческих побочных результатов) может совпадать с поставленной целью или отличаться от нее. Если такое совпадение произошло, то волевое действие на этом завершается. Если же полученный результат не соответствует поставленной цели, то меняются либо способы, либо средства деятельности, а если и это не помогает, то происходит возврат на этап борьбы мотивов и принятия нового решения, ведущего к изменению цели (см. рисунок 1).
1. Для начала рассмотрим мотивацию человека. В психологии существует формула так называемого волевого действия, т.е. сознательного действия, направленного на достижение осознанной цели. Сначала возникает потребность, для удовлетворения которой предназначено волевое действие. Потребность – это внутреннее психологическое напряжение, носящее глобальный характер. Потребность не осознается непосредственно, она может быть осознана лишь косвенным образом. Далее идут мотивы, или, пользуясь определением А.Н.Леонтьева, опредмеченные потребности. Согласно А.Н.Леонтьеву, источником побудительной силы мотива выступают потребности (что и показано посредством первой слева горизонтальной стрелки в формуле на рисунке). Волевое действие, в отличие от других изучаемых психологией форм действий, в общем случае содержит в себе этап борьбы мотивов (вертикальная стрелка между обозначениями мотивов) и вытекающего из этой борьбы принятия решения. Мотивов может быть любое число, но для возникновения борьбы мотивов их должно быть не менее двух. Мотив, в отличие от потребности, может быть осознан (но осознается далеко не всегда; в случае неосознанности мотива для наблюдателя или для самого субъекта говорят о немотивированной деятельности). После принятия решения устанавливается цель, которая субъектом действия, как правило, осознается (или, по крайней мере, при желании может быть осознана). Цель предполагает использование для своего достижения определенных средств и способов, или, говоря другими словами, инструментария (орудий) и методов (приемов). Применение выбранных способов и средств для достижения цели в общем случае ведет к преодолению возникающих на пути этого достижения препятствий. Полученный результат (или целый ряд всяческих побочных результатов) может совпадать с поставленной целью или отличаться от нее. Если такое совпадение произошло, то волевое действие на этом завершается. Если же полученный результат не соответствует поставленной цели, то меняются либо способы, либо средства деятельности, а если и это не помогает, то происходит возврат на этап борьбы мотивов и принятия нового решения, ведущего к изменению цели (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Формула волевого действия
2. Теперь преобразуем данную формулу к нашей трехкомпонентной системной модели (см. рисунок 2). Потребности поступают от тела в виде специфических потребностных импульсов, которые, поступая в душу, преобразуются к электрическим. Если для обработки уже существует определенная программа действий, то есть соответствующий аллод, то данная потребность будет обработана по принципу рефлекса (условного или безусловного) без участия духа. Если нет, то импульсы поступают в аллоды мотивов и здесь происходит борьба мотивов. После чего необходимо принятие решения, которое производит дух. В результате принятия решения формируется аллод цели, или выбирается из уже имеющихся целей. Далее идет подбор средств и способов.
Рисунок 2. Системная схема мотивации человека
3. Обратите внимание на то, что схема упрощена, опущены петли обратной связи с духом для всех блоков аллодов, хотя в действительности они могут присутствовать. Например, аллоды потребностей могут передать информацию непосредственно духу. Также опущены связи между блоками аллодов. Например, при рефлекторной обработке информации будет прямая связь между блоком потребности и блоком средств. Или, например, известен феномен сдвига мотива на цель, он возникает в результате связи между блоком цели и блоком мотива, или вернее даже когда аллод цели включается между потребностью и мотивом до вмешательства духа. Также не отражена структура самих блоков, а она может быть достаточно сложной.
4. Рассмотрим функционирование данной системы. Как только нарушается гомеостаз организма, возникает специфическое ощущение потребности. Данное ощущение имеет не только информационный характер, но и физиологической, но нас будет интересовать только информационный. При первом возникновении информация потребности не знакома организмы и в памяти нет аллодов для его эффективной обработки. Если потребность не значительна, то она может слиться в фоном и не удовлетворятся, медленно подкашивая организм. Если же она сильна, то ее физиологическое давление будет стимулировать дух к суете и поиску проблемы, после нахождения свого предмета, потребность замыкается петлей внешней обратной связи и формируется аллод потребности и собственно весь комплекс блоков в примитивной форме.
5. Всякий раз, когда будет возникать данная потребность, цикл будет проходить по намеченной дорожке уже без суеты. Но так как дух достаточно независим от души, то он может вмешиваться в процесс, изменяя аллоды блоков. В этом собственно и заключена свобода воли человека. Но надо учесть, что дух независим от души так же как руководитель от подчиненных. Данная способность духа создает возможность мнемоники, то есть сознательной организации своей памяти.
6. В данной схема рассмотрены только потоки и аллоды детерминированной деятельности. Но кроме них еще существуют потоки и аллоды восприятия. Все эти аллоды очень тесно переплетены и организованны для эффективного выживания и адаптации. Поэтому те аллоды, которые не получают внешних импульсов восприятия и внутренних потребностных импульсов начинают распадаться как способные навредить жизни. Отсюда и свойства памяти – забывчивость. Но мнемоника замахивается на эту забывчивость, дабы усилить эти аллоды неестественным путем, то есть путем искусственной ассоциации. Это главная проблема классической мнемоники. Она противоестественна.
7. И все же проблема не в мнемонике как таковой, а в подходе. Поэтому в рамках системной мнемоники мы вводим понятие мотивации аллода. Мотивированный аллод – это аллод, находящийся на пути, по которому идут импульсы нашей активной деятельности, то есть на пути, изображенном на рисунке 2. Системная мнемоника говорит – даже если вы хотите запоминать противоестественно, то по крайне мере будьте последовательны и храните информацию там, где ее не сожрут крысы забывчивости. Кроме того, проблема повторения связана отчасти с проблемой мотивированности.
8. В качестве примера мотивированных аллодов можно привести аллоды родного языка, аллоды трудовых навыков, которыми мы зарабатываем на жизнь. В качестве немотивированных – аллоды навыков, которые нам не нужны, например, навыки верховой езды для городского жителя или аллоды иностранного языка, который мы учим со школы и все никак не выучим.
9. Проблема мотивации аллодов проявляется в мнемонике достаточно ярко, а именно как мнемоническая лень. А как известно лень – это реакция на бесполезное действие. Мнемоническая лень заключается в том, что, не смотря на то, что мнемоника позволяет запоминать практически неограниченные объемы информация пользоваться ее зачастую просто не хочется. Как правило, мнемоническая лень формулируется либо «данная информация не особо важна, чтобы не быть забытой», либо «как только меня припечет я обязательно запомню все это мнемонически», а пока «я буду запоминать как получается, без всякой мнемоники».
10. Чтобы данная лень не возникала необходимо располагать все мнемонические и информационные аллоды параллельно основной деятельности, то есть если мы используем римскую комнату, она должна быть хорошо нам известна и иметь большую значимость. Если мы запоминаем последовательности, они должны располагаться в последовательных местах памяти: улицах, временных отрезках прошлого, значимых событиях, музыкальных мелодиях и пр.
4. Рассмотрим функционирование данной системы. Как только нарушается гомеостаз организма, возникает специфическое ощущение потребности. Данное ощущение имеет не только информационный характер, но и физиологической, но нас будет интересовать только информационный. При первом возникновении информация потребности не знакома организмы и в памяти нет аллодов для его эффективной обработки. Если потребность не значительна, то она может слиться в фоном и не удовлетворятся, медленно подкашивая организм. Если же она сильна, то ее физиологическое давление будет стимулировать дух к суете и поиску проблемы, после нахождения свого предмета, потребность замыкается петлей внешней обратной связи и формируется аллод потребности и собственно весь комплекс блоков в примитивной форме.
5. Всякий раз, когда будет возникать данная потребность, цикл будет проходить по намеченной дорожке уже без суеты. Но так как дух достаточно независим от души, то он может вмешиваться в процесс, изменяя аллоды блоков. В этом собственно и заключена свобода воли человека. Но надо учесть, что дух независим от души так же как руководитель от подчиненных. Данная способность духа создает возможность мнемоники, то есть сознательной организации своей памяти.
6. В данной схема рассмотрены только потоки и аллоды детерминированной деятельности. Но кроме них еще существуют потоки и аллоды восприятия. Все эти аллоды очень тесно переплетены и организованны для эффективного выживания и адаптации. Поэтому те аллоды, которые не получают внешних импульсов восприятия и внутренних потребностных импульсов начинают распадаться как способные навредить жизни. Отсюда и свойства памяти – забывчивость. Но мнемоника замахивается на эту забывчивость, дабы усилить эти аллоды неестественным путем, то есть путем искусственной ассоциации. Это главная проблема классической мнемоники. Она противоестественна.
7. И все же проблема не в мнемонике как таковой, а в подходе. Поэтому в рамках системной мнемоники мы вводим понятие мотивации аллода. Мотивированный аллод – это аллод, находящийся на пути, по которому идут импульсы нашей активной деятельности, то есть на пути, изображенном на рисунке 2. Системная мнемоника говорит – даже если вы хотите запоминать противоестественно, то по крайне мере будьте последовательны и храните информацию там, где ее не сожрут крысы забывчивости. Кроме того, проблема повторения связана отчасти с проблемой мотивированности.
8. В качестве примера мотивированных аллодов можно привести аллоды родного языка, аллоды трудовых навыков, которыми мы зарабатываем на жизнь. В качестве немотивированных – аллоды навыков, которые нам не нужны, например, навыки верховой езды для городского жителя или аллоды иностранного языка, который мы учим со школы и все никак не выучим.
9. Проблема мотивации аллодов проявляется в мнемонике достаточно ярко, а именно как мнемоническая лень. А как известно лень – это реакция на бесполезное действие. Мнемоническая лень заключается в том, что, не смотря на то, что мнемоника позволяет запоминать практически неограниченные объемы информация пользоваться ее зачастую просто не хочется. Как правило, мнемоническая лень формулируется либо «данная информация не особо важна, чтобы не быть забытой», либо «как только меня припечет я обязательно запомню все это мнемонически», а пока «я буду запоминать как получается, без всякой мнемоники».
10. Чтобы данная лень не возникала необходимо располагать все мнемонические и информационные аллоды параллельно основной деятельности, то есть если мы используем римскую комнату, она должна быть хорошо нам известна и иметь большую значимость. Если мы запоминаем последовательности, они должны располагаться в последовательных местах памяти: улицах, временных отрезках прошлого, значимых событиях, музыкальных мелодиях и пр.
2 комментария:
Не могли бы Вы пояснить что следует понимать под "аллодом", что вы называете этим термином? Спасибо.
Аллод - это система памяти, преобразующая входящую информацию в выходящую. Аллоды обладают всеми свойствами систем. Причем нас не интересует как эти систему реализуются на физиологическим уровне. Мы можем рассматривать аллоды как чепные ящики. Можем вскрывать их структуру при необходимости до определенного уровня. Близкое по смыслу понятие из психологии - это гештальт. Только гештальтизм делает акцент на целостность, а я на преобразование. Поэтому я специально выбрал новое слово, чтобы не переносить лишние коннотации в мнемонику. Аллоды можно классифицировать по разным признакам, но для мнемонических целей достаточно простой классификации, которую я скоро подробно опишу в блоге.
Отправить комментарий