понедельник, 8 октября 2007 г.

Скрытые связи сюжетных цепочек

Под сюжетными цепочками мы будем подразумевать мнемонический метод запоминания линейных последовательностей с помощью некоторого сюжета, иначе это называется мультик. Неотъемлемой частью этого метода является фон, на котором разворачивается сюжет. Предметы, подлежащие запоминанию, преобразуются в зрительные образы и связываются по парно: 1-2, 2-3, 3-4 и т.д. Как можно заметить, для запоминания N предметов необходимо N-1 связь, но кое-какие связи не учтены в таком расчете, об этом и пойдет речь ниже.

1. Чтобы не рассуждать абстрактно сразу приведу пример. Необходимо запомнить цепочку из 50 слов:


1. вуаль
2. амур
3. колье
4. крона
5. бобр
6. гриб
7. гном
8. кайма
9. изюм
10. гильза
11. абрикос
12. бедро
13. кафель
14. исток
15. камыш
16. аксессуар
17. коса
18. курок
19. енот
20. ворс
21. бурундук
22. гусли
23. бак
24. ворон
25. кольцо
26. гать
27. дуб
28. блюдце
29. кукла
30. куртка
31. консервы
32. ботики
33. дьявол
34. коряга
35. амеба
36. графин
37. крошка
38. кувшин
39. банан
40. арбалет
41. идол
42. вошь
43. банка
44. грач
45. альбинос
46. звезда
47. гудрон
48. бур
49. гуашь
50. бархан

2. Данную цепочку слов я запоминал сюжетным методом около 2,5 лет назад. Действие сюжета протекало на площади железнодорожного вокзала г. Дмитрова (см. рисунок 1).


Рисунок 1. Схема вокзала


3. Теперь я ее попробовал восстановить. Проследим ход восстановления. Целевые слова будут написаны заглавными буквами. Сразу еще до вспоминания конкретных образов всплывает ряд сцен, включающих несколько образов одновременно, причем в этих сценах нет порядка. Я начинаю восстанавливать детали. Я выхожу из здания вокзала, открывая дверь. На двери висит ВУАЛЬ, она слетает. В нее стреляет АМУР из своего лука, прикалывая ее к чему-то. Далее на стреле оказывается КОЛЬЕ, которое обвивает КРОНУ дерева, к которое воткнулась стрела. Дерево начинает грызть БОБР, который отравляется и падает, начинает гнить и на его месте что-то вырастает, что не помню. Далее сцена прерывается и возникает ГНОМ в зеленом сюртуке, от которого он, то есть я, отрывает КАЙМУ, далее наматывая ее на булку, тем самым, выжимая из нее ИЗЮМ на тарелку. Он берет тарелку, ставит ее чуть вдали и стреляет в нее, тарелка разбивается, остается ГИЛЬЗА. Используя гильзу, я вынимаю косточку из ПЕРСИКА, в нем образуется дыра. Я продеваю в нее веревку и привязываю его к БЕДРУ. Иду в центр площадки и делаю из персика оранжевый ИСТОЧНИК, преобразуя персик в оранжевые плитки, то есть фонтан типа родник, из которого истекает река между зданием вокзала и автостоянкой. По реке что-то плывет, ударяясь о КУРОК, это как-то связанно с КОСОЙ. Курок относился к ружью, которое выстрелило и попало в ЕНОТА, который бежал от истока реки к лестнице автовокзала. Как только енот добежал до лестницы с него начал осыпаться ВОРС. Лестница покрылась ворсовым ковром. Я натянул от основания лестницы до крыши автовокзала струны и получились ГУСЛИ. Крыша была мокрой, поэтому когда я сыграл на гуслях упали капли и попали в БАК, большую круглую бочку стоящую сверху лестницы. От этого из бака выскочил ВОРОН и полетел вдоль реки, туда, где был курок. На шее ворона оказалось КОЛЬЦО, которое соскочило, начало вращаться и оказалось диском болгарки, который слегка подпилил деревья выросшие на реке. Полетели доски и образовали ГАТЬ. Рядом рос дуб, и валялись ЖЕЛУДИ. Я расколол один желудь, получилась ТАРЕЛКА. Я поставил ее на столик, за которым сидела КУКЛА. Был обед, подавали КОНСЕРВЫ. Открыв консервы, там оказался ДЬЯВОЛ. На дьявола с дуба упала КОРЯГА. Далее не помню. На столе был ГРАФИН, в котором были крошки, видимо от дьявола. Я их высыпал и слепил из них КУВШИН, далее в нем оказался БАБАН и даже не один. Я решил уйти с гати, захватив кувшин с бананами. Пришел на площадку у истока. Там был ИДОЛ, это такой резной деревянный столб. Я поставил на его голову бананы в кувшине и начал стрелять в них из АРБАЛЕТА. На идоле выросли ВОЛОСЫ и от туда посыпалась ВОШЬ и не одна. Я поймал их в банку с пластмассовой КРЫШКОЙ. Крышку прогрыз ГРАЧ и съел вошь. Грач вдруг превратился в АЛЬБИНОСА, который почему-то выглядел как альбатрос и полетел на ЗВЕЗДУ, которая была закреплена на крыше автовокзала. Далее из звезды хлынул ГУДРОН, который застыл снизу и превратился в песочный БАРХАН. В бархане видимо осталось немного ГУАШИ из гудрона.
4. Как видно из воспоминаний, я забыл слова:
- ГРИБ, хотя что-то все-таки вырастало из бобра.
- КАФЕЛЬ, хотя оранжевая плитка была.
- КАМЫШ, из него я делал аксессуар.
- АКССЕСУАР, хотя по реке что-то плыло, это был он, в виде заколки для волос.
- БУРУНДУК, просто выпал, он грыз ворс.
- КУРТКА, просто выпала, она была на кукле.
- БОТИНКИ, были в консервах вместо дьявола.
- АМЕБА, выпала, она вылезала из коряги и попала в графин, вот откуда крошка.
- БУР, выпал совсем, он бурил гудрон, чтобы сделать гуашь.
Далее я перепутал слова местами:
- КУРОК и КОСА, заколка для волос, она же аксессуар цеплялась за косу до курка.
- ИДОЛ и АРБАЛЕТ, идол вырос из стрелы арбалета.
- БАРХАН и ГУАШЬ, сначала гудрон превратился в гуашь, а потом высох.
Далее я неточно восстановил слова, хотя они были вспомнены:
- ПЕРСИК, на самом деле был абрикос.
- ЖУЛУДЬ, на самом деле был дуб.
- ТАРЕЛКА, на самом деле было блюдце.
- БАНКА, на самом деле была крышка.
Далее я вставил одно лишнее слово: ВОЛОСЫ, а была только вошь.
Итого 17 ошибок, то есть я забыл 34% слов, из них 12% выпали совсем, и 22% были искажены или слегка затерты.
5. Теперь вернемся к началу вспоминания и попробуем понять, что же за сцены возникали до вспоминания. Я видел мельком следующие кадры:
1) Дерево у двери вокзала.
2) Гнома, расхаживающего по площадке вокзала.
3) Реку, текущую от источника.
4) Ворсистую лестницу, над которой натянуты струны.
5) Гать со столом под дубом.
6) Волосатый идол на площадке вокзала.
7) Крыша автовокзала со звездой.
Это самые яркие кадры всего сюжета, они вызывают в памяти сразу пучки образов. Например, крыша автовокзала сразу напоминает: звезду, альбиноса, гудрон и пр.
6. Если расположить данные кадры на схеме вокзала получится схема, изображенная на рисунке 2. На схеме выделены зоны, дающие наиболее яркие кадры. Большинство действий сюжета крутятся вокруг этих зон, и как бы сходится к ним.


Рисунок 2. Схема ярких зон


7. В итоге мы получаем не линейную структуру, как предполагалось, а иерархическую. То есть вокзал расходится на зоны, зоны на образы, а из образов мы уже извлекаем первичные слова (см. рисунок 3). Причем один и тот же образ может попадать в несколько зон (см. слова ГРИБ и КАФЕЛЬ на рисунке). Так как мы постоянно перемещаемся по зонам во время запоминания, между ними невольно формируются связи. Теперь становится ясно, каким образом в начале вспоминания возникали образы вспышки из разных мест цепочки. А также, каким образом я мог продолжить цепочку, когда забыл слово ГРИБ или слово АМЕБА.



Рисунок 3. Скрытые связи


8. Обратите внимание, что когда я запоминал эту цепочку, я сознательно не делил вокзал на зоны, они образовались сами в процессе запоминания. Излишек образов в одном месте как бы выталкивает память в другое место и так далее. Здесь возникает синергетический эффект, который отвечает за более эффективную организацию памяти. Также видно, что количество образов в пучках равно числу Миллера 7+-2.
9. Когда я повторял эту цепочку 2,5 года назад, эти зоны были не так заметны. Последовательные ассоциации были достаточно ясны, и дополнительных связей не требовалось. Со временем связи стали расплываться, пока не превратились в шум. Когда я вспоминал образы 2,5 года спустя, последовательные связи стали слабее, чем скрытые зональные. Я даже порой не мог вспомнить, как связаны 2 последовательных образа. Вспоминал их параллельно, например, ИДОЛ-АРБАЛЕТ, БАРХАН-ГУАШЬ.

5 комментариев:

Al'fa комментирует...

"Предметы, подлежащие запоминанию, преобразуются в зрительные образы и связываются по порно"

У всех встречаются опечатки, притом не всегда приятные.

Aroan комментирует...

Это точно. :)

Анонимный комментирует...


Very intriguing points you have noted, appreciate this for adding.

Анонимный комментирует...


It is often a nice along with helpful piece of information.

Анонимный комментирует...


Thanks a lot once more for a lot of things.