В 19 веке в Корее в одном из монастырей некий человек, служивший ранее убийцей или кем-то подобным, а потом отошедший от мирской жизни, в облике монаха преподавал послушникам странное искусство памяти. Внук одного из послушников поведал нам об этом искусстве, но, к сожалению, сведения наши скудны. Это искусство мы будем называть условно корейской мнемоникой, или восточной мнемоникой, так как вероятно они пришло из Китая.
1. Каждый день по нескольку часов группа послушников собиралась вместе в слегка затемненном зале, чтобы вникнуть в секретное учение. Все садились и застывали в одной позе с открытыми глазами. Монах начинал свой монолог. Он неторопливо рассказывал о неких предметах, которые должны были увидеть в своем воображении послушники. Делал паузы, повторял одно и то же несколько раз. Через какое-то время послушники входили в медитативное состояние, их глаза погружались в воображаемый мир, созданный словами монаха. Те, кто отвлекался, получали бамбуковой палкой, ибо монах был опытен в своем искусстве и видел по глазам мысли своих послушников.
2. Монах не спешил, он подробно останавливался на деталях предметов, которые описывал, проникал во все чувства, не ограничиваясь зрительными образами. Он мог описывать несколько минут простой камень. Когда монах описывал дорожку камней, это было так. Вот вы видите плоский камень, серый с черными прожилками, поверхность камня слегка шероховатая на ощупь, вы дотрагиваетесь до него, берете его, он 2 ладони в ширину, 3 в длину, кладете на землю. Камень серый с черными прожилками, серый и т.д. Далее вы наступаете на второй камень, он острый, на него больно ступать ногой, это гранит, с красноватыми вкраплениями, рядом травинка, по камню ползают муравьи и т.д. Так строилась дорожка из 15 камней, называемая Аллея Сезонов. Пока строили, вокруг отрастала трава, так что процесс занимал не менее месяца.
3. Так протекало обучение послушников, монах рассказывал о камнях, дорожках, аллеях, зданиях, пагодах и других диковинках своего внутреннего мира, что в совокупности составляло Внутренний Храм. Все ученики строили одинаковые Храмы, которые состояли из 20 построек (хотя на постройки его видимо поделили специально для нас, в действительности он был един), каждая из которых несла свой сокровенный смысл. В центре всего Храма высилась Главная Пагода, которая содержала в себе огромное количество различных предметов и деталей и была предназначена для запоминания всего, что может понадобиться в жизни, а может быть даже для сокровенных, нравственных и духовных целей.
4. Видимо помимо строительных медитаций послушники делали различные упражнения и подвергались проверкам. Нам стало известно, что послушники выполняли такое упражнение: представляли себе жемчужину и мысленно клали ее в коробку, далее коробку с жемчужиной клали в другую коробки, потом в третью и так далее не менее 1000, а потом надо было мгновенно открыть все коробки и вынуть жемчужину. Или такое упражнение: представляли себя мухой, находящейся внутри кольца, где чередовались черные и белые полосы. Надо было мысленно пробежать по этому кольцу на 360 градусов изнутри. Это считалось особенно сложным упражнением. Или такое: представляли, как движется дракон, извиваясь кольцами, и старались мысленно увидеть каждое кольцо и каждую чешуйку на теле дракона. Или: они раскладывали разноцветные камни на мелко разрисованном, разноцветном корейском столике и пытались мгновенно ухватить взглядом и запомнить расположение камней.
5. В процессе обучения послушники, также изучали некий набор дисциплин помимо искусства памяти: боевые искусства, медицины, лекарственные травы, историю и др. Общее время ежедневного обучения было около 12 часов. Можно предположить, что мнемоническое искусство занимало 2-3 часа. При изучении и применении этого набора дисциплин обязательно использовался Храм. Все они были связанны с Храмом некой ментальной связью, но для их мнемонического размещения в западном понимании хватало одной постройки, которая также включала библиотеку. Через какое-то время у послушников развивалась превосходная память, не понятная западному человеку.
6. При обучении соблюдалась строжайшая дисциплина. Монах не занимался отдельно с каждым послушником, он просто вел свои описания на пределе возможностей человека, так что после мнемонической тренировки ученики сильно утомлялись. Если монах видел, что ученики привыкали к его ритму, он ускорялся. Также считалось, что состояние во время постройки Храма отличается от состояния во время использования Храма, поэтому учеников в процессе постройки иногда вводили в определенные состояния, например гнева, чтобы они строили комнату гнева.
7. Весь процесс построения делился на порции, которые отделяли удары палки. Монах подробно описывал какой-нибудь предмет, далее ударял палкой, и послушники оставляли этот предмет, переходя к следующему. Если кто-нибудь отставал или отвлекался, монах говорил: «Забудьте все после последнего удара». И они стирали порцию из Храма, и монах описывал ее повторно.
8. Послушники не торопились в освоении, они тщательно прорабатывали все детали своего Внутреннего Храма, вникали в каждую деталь. Полный цикл обучения продолжался не менее 7 лет, а иногда доходил до 10. В Храме соблюдался принцип времени, так что нельзя было посадить и вырастить дерево за один день. Поэтому деревья и трава отрастали медленно, но деревья успевали отрасти, пока послушники учились.
9. В конечном итоге, когда Храм был готов, монах объявил, что послушникам необходимо уничтожить свой Храм весь до остатка и только после его они смогут окончательно овладеть тайным искусством памяти. И вот монахи стерли свои Храмы, и часть из них овладела искусством, они стали запоминать все, что видят, слышат и чувствуют, не используя Храм. А часть из них не смогла овладеть. И тогда монах спросил: «Как вы уничтожили свой Храм?». «Мы сожгли его». «Остался пепел!». Видимо не всем было дано освоить данное искусство. Существовал даже способ определить, сможет ли ученик освоить искусство, в противном случае его не учили вообще.
10. Искусство памяти передавалось из поколения в поколение, из уст в уста. В монастыре было несколько монахов, которые владели данным искусством. Причем, схожесть Храмов, которые строили всем послушникам, позволяла, другим монахам получать доступ к памяти послушником. Говорили даже, что это можно было сделать против их воли, с помощью каких-то напитков и медитативных состояний. Поэтому в процессе обучения послушников не требовали проявлять творчество и вводить какую-то новизну в постройки. Им говорили, что они видят, но не говорили, чтобы они нечто сделали или построили. Таким образом, Храм медленно появлялся из тумана, сначала постройки появлялись на горизонте, потом они становились более детальными. Послушников также никогда не просили описать, как выглядит их Храм, им скорее говорили, как он должен выглядеть.
11. Может показаться, что Храм являлся ментальной копией монастыря, в котором проходило обучение, но это не так. Внутренний Храм был значительно больше. Например, в реальном храме не было Главной Пагода, расположенной за вторыми вратами.
12. Далее рассмотрим структуру Внутреннего Храма и назначение его отдельных построек. На рисунке 1 представлена схема Храма, она достаточно приблизительная и составлена нами, так как все описания, которые мы слышали, были умозрительными.
1. Каждый день по нескольку часов группа послушников собиралась вместе в слегка затемненном зале, чтобы вникнуть в секретное учение. Все садились и застывали в одной позе с открытыми глазами. Монах начинал свой монолог. Он неторопливо рассказывал о неких предметах, которые должны были увидеть в своем воображении послушники. Делал паузы, повторял одно и то же несколько раз. Через какое-то время послушники входили в медитативное состояние, их глаза погружались в воображаемый мир, созданный словами монаха. Те, кто отвлекался, получали бамбуковой палкой, ибо монах был опытен в своем искусстве и видел по глазам мысли своих послушников.
2. Монах не спешил, он подробно останавливался на деталях предметов, которые описывал, проникал во все чувства, не ограничиваясь зрительными образами. Он мог описывать несколько минут простой камень. Когда монах описывал дорожку камней, это было так. Вот вы видите плоский камень, серый с черными прожилками, поверхность камня слегка шероховатая на ощупь, вы дотрагиваетесь до него, берете его, он 2 ладони в ширину, 3 в длину, кладете на землю. Камень серый с черными прожилками, серый и т.д. Далее вы наступаете на второй камень, он острый, на него больно ступать ногой, это гранит, с красноватыми вкраплениями, рядом травинка, по камню ползают муравьи и т.д. Так строилась дорожка из 15 камней, называемая Аллея Сезонов. Пока строили, вокруг отрастала трава, так что процесс занимал не менее месяца.
3. Так протекало обучение послушников, монах рассказывал о камнях, дорожках, аллеях, зданиях, пагодах и других диковинках своего внутреннего мира, что в совокупности составляло Внутренний Храм. Все ученики строили одинаковые Храмы, которые состояли из 20 построек (хотя на постройки его видимо поделили специально для нас, в действительности он был един), каждая из которых несла свой сокровенный смысл. В центре всего Храма высилась Главная Пагода, которая содержала в себе огромное количество различных предметов и деталей и была предназначена для запоминания всего, что может понадобиться в жизни, а может быть даже для сокровенных, нравственных и духовных целей.
4. Видимо помимо строительных медитаций послушники делали различные упражнения и подвергались проверкам. Нам стало известно, что послушники выполняли такое упражнение: представляли себе жемчужину и мысленно клали ее в коробку, далее коробку с жемчужиной клали в другую коробки, потом в третью и так далее не менее 1000, а потом надо было мгновенно открыть все коробки и вынуть жемчужину. Или такое упражнение: представляли себя мухой, находящейся внутри кольца, где чередовались черные и белые полосы. Надо было мысленно пробежать по этому кольцу на 360 градусов изнутри. Это считалось особенно сложным упражнением. Или такое: представляли, как движется дракон, извиваясь кольцами, и старались мысленно увидеть каждое кольцо и каждую чешуйку на теле дракона. Или: они раскладывали разноцветные камни на мелко разрисованном, разноцветном корейском столике и пытались мгновенно ухватить взглядом и запомнить расположение камней.
5. В процессе обучения послушники, также изучали некий набор дисциплин помимо искусства памяти: боевые искусства, медицины, лекарственные травы, историю и др. Общее время ежедневного обучения было около 12 часов. Можно предположить, что мнемоническое искусство занимало 2-3 часа. При изучении и применении этого набора дисциплин обязательно использовался Храм. Все они были связанны с Храмом некой ментальной связью, но для их мнемонического размещения в западном понимании хватало одной постройки, которая также включала библиотеку. Через какое-то время у послушников развивалась превосходная память, не понятная западному человеку.
6. При обучении соблюдалась строжайшая дисциплина. Монах не занимался отдельно с каждым послушником, он просто вел свои описания на пределе возможностей человека, так что после мнемонической тренировки ученики сильно утомлялись. Если монах видел, что ученики привыкали к его ритму, он ускорялся. Также считалось, что состояние во время постройки Храма отличается от состояния во время использования Храма, поэтому учеников в процессе постройки иногда вводили в определенные состояния, например гнева, чтобы они строили комнату гнева.
7. Весь процесс построения делился на порции, которые отделяли удары палки. Монах подробно описывал какой-нибудь предмет, далее ударял палкой, и послушники оставляли этот предмет, переходя к следующему. Если кто-нибудь отставал или отвлекался, монах говорил: «Забудьте все после последнего удара». И они стирали порцию из Храма, и монах описывал ее повторно.
8. Послушники не торопились в освоении, они тщательно прорабатывали все детали своего Внутреннего Храма, вникали в каждую деталь. Полный цикл обучения продолжался не менее 7 лет, а иногда доходил до 10. В Храме соблюдался принцип времени, так что нельзя было посадить и вырастить дерево за один день. Поэтому деревья и трава отрастали медленно, но деревья успевали отрасти, пока послушники учились.
9. В конечном итоге, когда Храм был готов, монах объявил, что послушникам необходимо уничтожить свой Храм весь до остатка и только после его они смогут окончательно овладеть тайным искусством памяти. И вот монахи стерли свои Храмы, и часть из них овладела искусством, они стали запоминать все, что видят, слышат и чувствуют, не используя Храм. А часть из них не смогла овладеть. И тогда монах спросил: «Как вы уничтожили свой Храм?». «Мы сожгли его». «Остался пепел!». Видимо не всем было дано освоить данное искусство. Существовал даже способ определить, сможет ли ученик освоить искусство, в противном случае его не учили вообще.
10. Искусство памяти передавалось из поколения в поколение, из уст в уста. В монастыре было несколько монахов, которые владели данным искусством. Причем, схожесть Храмов, которые строили всем послушникам, позволяла, другим монахам получать доступ к памяти послушником. Говорили даже, что это можно было сделать против их воли, с помощью каких-то напитков и медитативных состояний. Поэтому в процессе обучения послушников не требовали проявлять творчество и вводить какую-то новизну в постройки. Им говорили, что они видят, но не говорили, чтобы они нечто сделали или построили. Таким образом, Храм медленно появлялся из тумана, сначала постройки появлялись на горизонте, потом они становились более детальными. Послушников также никогда не просили описать, как выглядит их Храм, им скорее говорили, как он должен выглядеть.
11. Может показаться, что Храм являлся ментальной копией монастыря, в котором проходило обучение, но это не так. Внутренний Храм был значительно больше. Например, в реальном храме не было Главной Пагода, расположенной за вторыми вратами.
12. Далее рассмотрим структуру Внутреннего Храма и назначение его отдельных построек. На рисунке 1 представлена схема Храма, она достаточно приблизительная и составлена нами, так как все описания, которые мы слышали, были умозрительными.
Рисунок 1. Схема Внутреннего Храма
13. Строительство Храма начиналось с расчистки места. Каждый послушник очищал место под постройку от мнемического мусора. Далее строили Большие Ворота (постройка 1). Большие Ворота вели в Храм. На первом этапе строительства Храма каждый урок начинался с входа в Храм через Большие Ворота. Точное назначение Больших Ворот и их вид не известен. Возможно, ворота использовались, чтобы подготовить сознание к входу в Храм. На вид, скорее всего, ворота отличались от западных ворот, они были похожи скорее на маленький дом с проемом, как это обычно делается в корейских храмах. Также стоит упомянуть, что архитектура корейских храмов предполагает до четырех последовательных ворот, которые ведут к главному залу храма. Эти ворота называются: Ворота Одного Столба, Ворота Небесных Королей, Ворота Недвойственности и Ворота Освобождения. Во Внутреннем Храме было только двое ворот: большие и малые. Строительство Храма территориально можно разделить на 2 этапа: до Малых Ворот и после Малых Ворот. На первом этапе каждая постройка начиналась с расчистки места, на втором этапе этого не требовалось.
14. Около Больших Ворот внутри Храма было 2 башни: Круглая Башня (постройка 2) и Башня Стражников (постройка 3). Известно, что Круглая Башня использовалась для определения времени. Она была трехэтажная и имела горизонтальные полосы. Возможно, эти полосы были шкалой времени. Также возможно, что башней пользовались как солнечными часами. Известно, что монахи умели точно определять время суток, возможно, что это было связанно с Круглой Башней.
15. Башня Стражников была ниже Круглой Башни, она была квадратной с загнутой кверху крышей, что характерно для корейских пагод и других построек. Считалось, что крышу загибали, чтобы злым духам было не удобно садиться на крышу. Мнемическое назначение Башни Стражников не известно. Можно предположить, что под стражниками подразумевались Четыре Небесных Короля, которые согласно буддийской космологии являются защитниками мира и борцами со злом, каждый имеет в распоряжении легион сверхъестественных существ для защиты дхармы. В этом случае Башня Стражников неким мнемоническим способом могла взращивать добродетель в послушниках, постоянно возвращая их сознание к дхарме, когда они входили в Храм и проходили мимо башни. Не зря башни расположены у входа, невольно напоминая о важности времени и добродетели.
16. От Больших Ворот к Малым Воротам вела дорожка камней, называемая Аллеей Сезонов (постройка 4). Аллея Сезонов состояла из 15 камней. Все камни были разной формы, расцветки и лежали несимметрично, камень справа, камень слева и т.д. Аллея Сезонов использовалась, чтобы хранить время. Вероятнее всего каждым камень соответствовал дню в сезоне. Еще в 3 веке до н.э. китайцы разделили год на 24 сезона, каждый сезон соответствовал определенному положению Солнца в системе небесных координат и имел продолжительность в 15 дней. Не укладывающиеся сюда «лишние дни» набегают во «вставные сезоны», которые выравнивают общую картину, удерживая точки Зимнего и Летнего Солнцестояний, Осеннего и Весеннего Равноденствий вблизи их точных астрономических координат. Эта система сезонов сохранилась до наших дней. Ниже приведены названия сезонов в переводе на русский язык.
1. Начало весны
2. Дожди
3. Пробуждение насекомых
4. Весеннее равноденствие
5. Ясные дни
6. Хлебные дожди
7. Начало лета
8. Малое изобилие
9. Колошение хлебов
10. Летнее солнцестояние
11. Малая жара
12. Большая жара
13. Начало осени
14. Конец жары
15. Белые росы
16. Осеннее равноденствие
17. Холодные росы
18. Выпадение инея
19. Начало зимы
20. Малые снега
21. Большие снега
22. Зимнее солнцестояние
23. Малые холода
24. Большие холода
Согласно некоторым источникам традиционный китайский календарь - это универсальная карта, соединяющая время, пространство и человека, целостное описание, где все предметы и явления окружающего мира увязаны в непротиворечивую систему. Время - это реальность, которая пронизывает все сущее, организуя события, явления и наши ощущения. По китайским воззрениям, сам процесс мышления, то есть анализа и синтеза воспринимаемой реальности, представляет собой последовательность переходов из цикла в цикл, соединяющую наше внимание с каждым мгновеньем, а календарь является тем инструментом, с помощью которого можно практически осваивать время. Видимо, китайские и корейские воззрения совпадали в этом отношении. Вероятно, также, что искусство Внутреннего Храма существовало и в Китае.
17. По обе стороны Аллеи Сезонов стояли Столбы Для Ударов (постройка 5). Столбы для ударов строились параллельно с Аллеей Сезонов, по столбу с каждой стороны от камня аллеи. Столбы имели разную высоты, и, возможно разную толщину. Такие столбы обычно использовались в храмах для того, чтобы отрабатывать равновесие ходя по ним, а также собственно для ударов. Мнемоническое назначение Столбов Для Ударов не известно. Возможно, в совокупности аллея и столбы использовались для мысленных тренировок по боевым искусствам или для развития тактильных ощущений тела. Также известно, что аллея со столбами разделяла территорию первого этапа две половины: правую и левую. Причем это было не случайно: постройки каждой половины использовали различные инструменты мышления. По началу может показаться, что под инструментами мышления имеется ввиду функциональная ассиметрия мозга, но при детальном рассмотрении приходишь к выводу, что это не так.
18. С левой стороны от аллеи располагалась комплексная постройка, включающая ряд сараев (постройка 6): библиотеку и спальни и др. У каждого сарая данной постройки было свое назначение, но все они, судя по всему, носили утилитарный характер. Известно, что вся информация, которую надо было запомнить специально, размещалась именно в этой постройке. То, что в западной мнемонике известно как метод локусов или метод Цицерона более всего по функциям было похоже на эту постройку. В тоже время не надо наивно полагать, что монахи использовали данную постройку также примитивно как античные риторы. Также известно, что данная постройка была одной из самых больших в Храме, но не больше Главной Пагоды.
19. С правой стороны от аллеи располагался Сад (постройка 7). Точное описание Сада не известно, но сохранились описания поздней модификации сада, что может быть очень близко к оригиналу. Итак, Сад состоял из 49 деревьев, возможно плодовых, которые вырастали по ходу обучения. Между деревьями тянулась тропинка, причем так, что если медленно по ней идти уходило около 15 минут. Сад предназначался для восстановления забытой информации. Как уже говорилось выше, между правой и левой стороной (постройки 6 и 7) существовала разница в инструменте мышления. Если информация, расположенная в Библиотеке не вспоминалась, шли в Сад, и медленно проходя между деревьев, доставали ее. Трудно предположить какой механизм памяти или инструмент мышления использовался для этого. Мы считаем, что каждое дерево имело некое значение, а также набор связанных с ним информационных полей. В то время как медленно шли между деревьев, сосредотачивались на том, что необходимо вспомнить. Наложение информационных полей деревьев обеспечивало результат, вызывая углубленное проникновение в суть предмета.
20. Территория первого этапа была отделена от территории второго этапа Малыми Воротами и Внутренней Стеной (постройка 8). Внутренняя Стена была отдельной постройкой, на которой располагались штандарты. Штандарты были видны с территории первого этапа. Ни про их формы, ни про их количество ничего не известно. Известно только то, что они использовались для хранения исторической информации, а именно истории своего клана. В историю клана входили различные хронологические сведения относительно событий, людей и пр.
21. Малые Ворота (постройка 9) вели во внутренний двор Внутреннего Храма. Вхождение в ворота означало переход на следующий уровень сознания. После того как они были готовы и в них проникали, из Храма уже не выходили по завершении урока, а оставались в нем постоянно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Также после перехода на второй уровень сознания начинался второй этап строения Храма, то есть постройка необходимых сооружений во внутреннем дворе. Причем во внутреннем дворе расчищать место под постройку не требовалось. Все строительные действия во внешнем дворе прекращались, теперь внешнюю часть только использовали. Можно предположить, что вторые ворота вызывали более глубокое очищение сознания. Скорее всего, Большие Ворота соответствовали Воротам Небесных Королей в традиционном корейском храме, а Малые Ворота – Воротам Недвойственности. Это может пролить немного света на предназначение Малых Ворот.
22. За Малыми Воротами была расположена Дорожка Камней (постройка 10), ведущая в Главную Пагоду. Дорожка Камней состояла из прямоугольных камней и была 3 камня в ширину и 20 в длину. Назначение дорожки не известно. Размышления наводят на то, что данная дорожка была развитием Аллеи Сезонов и использовалась также для хранения времени. В Древнем Китае существовала так называемая «циклическая» календарная система, нашедшая широкое применение также в Японии, Корее, Монголии и Тибете. Она отличается от других календарных систем своим своеобразным построением. В ней годы объединены в «циклы», каждый из которых охватывал 60 лет. Каждый год внутри одного полного цикла получал свое иероглифическое обозначение, которое не имело особого смыслового характера. Весь цикл состоял из пяти двойных столбцов, соответствующих пяти «стихиям», или «небесным ветвям». Они обозначали следующие понятия:
1. Дерево
2. Огонь
3. Земля
4. Металл
5. Вода
Каждая стихия была представлена в двух состояниях: мужском и женском. Таким образом, получалось 10 вертикальных столбцов, или «небесных ветвей». Весь 60-летний цикл делился на 12 периодов, которые также имели свои знаки, представляющие собой «земные ветви». Около двух тысяч лет назад к знакам периодов, то есть к «земным ветвям», были прибавлены еще названия животных. Позже названия периодов стали обозначать только знаками соответствующих животных:
1. Мышь
2. Бык
3. Тигр
4. Заяц
5. Дракон
6. Змея
7. Конь
8. Овца
9. Обезьяна
10. Петух
11. Собака
12. Свинья
По легенде, на празднование первого Нового года Будда пригласил всех животных, но явились лишь 12, и явившихся Будда почтил, присвоив их имена годам календарного цикла – в том порядке, в каком животные приходили к нему (по другой версии, они пришли проститься с ним перед уходом в нирвану). Предположительно, на первом этапе постройки Храма не требуются такие большие периоды времени как 60 лет. На втором этапе Аллея Сезонов может расширяться до годичных циклов и более.
23. От Дорожки Камней расходились две тропинки: правая (постройка 11) и левая (постройка 12). Кажется странным, что тропинки являются постройками. На самом деле тропинки надо было вытоптать на траве. Тропинки вели вокруг Главной Пагоды к соответствующим постройкам, к которым периодически надо было ходить. Причем считалось, что к постройкам внутреннего двора необходимо было привыкать. По мере привыкания возникали тропинки. Также возможно, что пока ученик мысленно шел по тропинке он вводил сознание в определенное состояние, также как это происходило при входе в ворота. Стоит обратить внимание на то, что Дорожка Камней и Тропинки разделяли внутренний двор на две половины, так как это было во внешнем дворе. И действительно с левой стороны находятся утилитарные постройки, такие как кладовка и столовая, в то время как справа духовные: беседка и лужа для медитации. Можно также предположить, что тропинки создавали равновесие между духовным и телесным, и по мере овладения внутренним двором и Главной Пагодой необходимо было следить за тем, чтобы обе тропинки не зарастали травой.
24. Главная Пагода (постройка 13) высилась над всем Храмом и была видна уже на горизонте первого этапа. О Главной Пагоде, к сожалению, известно не много, хотя она составляла самую большую постройку Внутреннего Храма. Она была 5-тиэтажной и 8-мигранной. На пятом этаже было 7 комнат, на четвертом 14, на третьем 28 и так далее с удвоением вниз. Всего 217 комнат. Планировка комнат и размеры пагоды не известны. Всего в ней было 17650 предметов, которые необходимо было построить в процессе обучения. Пагоду украшали различные балкончики. Она также была соединена переходом с Пагодой Брата Келаря. Пагоду строили постепенно снизу вверх, параллельно появлялись все остальные постройки внутреннего двора. Назначение Главной Пагоды не известно. По началу кажется, что она служила для запоминания предметов подобно Библиотеке. Но она имела более возвышенное назначение, что просто мнемонический склад. Скорее всего, она изменяла мышление, вернее использовалась для изменения мышления и памяти. Возможно, Главная Пагода была неким тренировочным плацдармом где упражняли память, получая все новые и новые навыки, переходя с уровня на уровень, двигаясь вверх. Например, говорили, что память – это реакция. Или, что монахи обладали сверхсвойствами сознания: перемещались по Храму со скоростью молнии или панорамным зрением внутри Храма (то есть видели на 360 градусов, то, что спереди и сзади одновременно). Также вероятно, что послушники перед разрушением Храма должны были постепенно отказываться от мнемонического складывания знаний в постройки и приобретать навыки автоматического запоминания без Храма. Главная Пагода могла решать эту задачу.
25. Пагода Брата Келаря (постройка 14) была прикреплена переходом к Главной Пагоде. Она была двухэтажной с нехарактерной закругленной крышей и характерными загнутыми вверх концами. Назначение погода не известно. Согласно определению келарь (в переводе с греческого «амбарный») - заведующий монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на монастырскую кухню. В его обязанности входило ведение строгой отчётности поступающих и отпускаемых им предметов. По другим источникам келарь заведут монастырским хозяйством вообще, а не только столом. Он мог следить за распорядком дня. В этом случае в пагоде должна быть колокольня, к тому же она обычно присутствует в традиционных корейских храмах. Мнемоническое назначение дать затруднительно.
26. За Главной Пагодой располагалась комплексная постройка, включающая ряд сараев (постройка 15), в числе прочих столовую, вероятно также кухню. К данной постройке вела Левая Тропинка. Не известно ели ли мысленно в столовой или использовали ее для других целей, возможно, для чаепития. Может быть, она была нужна, чтобы развивать чувствительность вкуса и запаха, что сложно в других условиях.
27. Правая тропинка вела к месту для медитаций, оно состояло из Лужи (постройка 16) и Беседки (постройка 17). Лужа представляла собой маленький водоем или бассейн. Такие лужи есть в некоторых традиционных храмах. Послушник мысленно садился в беседку и мысленно погружался в медитацию, созерцая Лужу. Это была как бы медитация внутри медитации, что трудно понять, а еще труднее применить. Назначение лужи было в том, чтобы разрешать неразрешимые проблемы, например, вспоминать то, что было безнадежно забыто или когда не помогал Сад. С помощью Лужи также вспоминали то, что было до изучения искусства памяти и постройки Храма. Лужа также решала какие-то проблемы не связанные с воспоминания, возможно, носящие нравственный или духовный характер. Думается, что механизм действия Лужи схож с механизмом Сада, но имеет более высокий уровень. Когда уже есть Главная Пагода, часть операций с информационными полями переходит на автоматический уровень. Воспоминание как бы возникает само собой при введении себя в определенное состояние сознания. Во всяком случае, сомнительно, чтобы Лужа работала без Главной Пагоды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий