четверг, 11 октября 2007 г.

Звуки китайского языка

Широко известен метод кодирования в образы иностранных слов по созвучию с русскими словами, но, к сожалению, данный метод не применим, если звучание языка сильно отличается от русского. Так, например, обстоит дело с китайским языком. В этом случае изучение языка становится особенно трудным делом, так как по началу не за что зацепится, а фонетический состав языка создает путаницу. Чтобы решить данную проблему можно использовать метод приведенный ниже.

1. Для начала надо разобраться с фонетическим составом китайского языка. Вся китайская речь состоит из определенного набора слогов со строгой структурой. Каждый слог делится на инициаль, медиаль и финаль. Слоги также имеют тон. Предлагаемый способ предполагает установление некоторого отношения между воображаемым предметом и слогом, причем и слог, и предмет разделяются на три компонента.
Слог делится на: 1) инициаль, 2) медиалефиналь, 3) тон. Предмет делится на: 1) форма, 2) материал, 3) цвет. Всем инициалям устанавливается в соответствие форма, медиалефиналям – материал, тонам – цвет. Схематично это представлено на рисунке 1.


Рисунок 1. Схема индекса

2. Соответствия инициалей:

p - домик
b - куб
f - гриб
t - призма
d – вытянутый куб
c - пирамида
z - капля
s - эллипсоид
k - конус
g - цилиндр
h - тарелка
ch – песочные часы
zh - гантель
sh - шар
r - угол
q - кольцо
j – сплющенный куб
x - крест
l - труба
m - шестигранник
n - купол
пусто – звезда


3. Соответствие финалей:

A (полимеры)
a - пластмасса
ai - пластилин
ao – пенопласт/паралон
an - резина
ang – латекс/полиэтилен

E (металлы)
e – сталь
ei - алюминий
en - чугун
eng - жесть/фольга
er – цепь

I (растительные)
i – доска/брус
ia - вата
iao - стружка
ian – бревно/кора
iang – бумага/картон
ie – хлеб/пряник
iu – солома/корзина
in - клетчатка
ing – шпон/фанера
iong – ткань

U (минералы)
u – глыба
ua - щебенка
uai - песок
uan - кирпич
uang - стекло
uo - мрамор
ui – лед/снег
un - бетон
ueng – керамика

O (животные)
o – кость/коготь
ou – мех/волосы/перья
ong – кожа

U с умляютом (вытянутые)
u - веревка
uan - проволока
ue - нить
un – арматура

Обратите внимание на то, что финали объединены в группы для удобства запоминания. Также финали на -ng везде плоские.

4. Соответствия тонов:

1 – черный-СЕРЫЙ-белый
2 – оранжевый-КРАСНЫЙ-малиновый
3 – цуян-ЗЕЛЕНЫЙ-желный
4 – голубой-СИНИЙ-фиолетовый

5. Для применения сплетаем 4 вещи воедино: 3 атрибута слога и значение. Чем лучше синтез, тем лучше помниться. Можно, например, собрать значимый предмет с данными свойствами или собрать отдельный предмет и прицепить к нему значимый предмет.

Примеры:

guo2 – государство
g + uo + 2 = цилиндр + мрамор + красный
Мраморный цилиндрический постамент с красными прожилками как на какой-то станции метро (Проспект Мира вроде), а на нем целый град.

cai4 – овощи
с + ai + 4 = пирамида + пластилин + синий
Синяя пластилиновая пирамидка стоящая на острее, на ней лежат какие-нибудь сини овощи, цветная капуста, например.

ku1 – плакать
k + u + 1 = конус + глыба + серый
Коническое ведро с водой выточенное из каменной глыбы, над которым мы склонились и плачем и круги расходятся на воде.

6. Также стоит обратить внимание на то, что целевой образ должен содержать некоторую синергию, а не быть просто суммой свойств. В противном случае значение может связаться с отдельными свойствами, что будет перегружать вероятностные переходы данных свойств. Например, если нам надо связать цилиндр, мрамор и красный, мы должны выстроить как можно более цельный образ, такой чтобы в нем были задействованы все свойства, а уже потом привязывать значение. Ошибкой будет привязывать слово государство отдельно к каждому свойству, рассуждая так: государство, коммунизм, красный, государство, метро, мрамор, государство, кольцевая дорога, цилиндр.
7. Для одного набора свойств может быть несколько целевых образов. У них будет общее ядро, но различные детали, которые и являются синергией (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Различные образы с одинаковыми свойствами

8. Бывает, что один слог имеет несколько значений. Благодаря синергетическому эффекту мы можем два независимых целевых образа как показано на рисунке 3.


Рисунок 3. Многозначность

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

спасибо!