суббота, 29 ноября 2008 г.

Эйдетизм и фотомнемоника

Возможно ли запомнить станицу теста как фотографию и прочитать ее в уме? Сохраняет ли мозг всю информацию, которую воспринимает человек? Или же только ту, на которой он останавливает достаточно внимания? Все эти вопросы достаточно важны для мнемоники и мнемологии. Классические мнемонисты отстаивают позицию, что все это фокусы и уловки, а настоящая мнемоника заключается в кодировании информации. С другой стороны появляется все больше фактов говорящих об обратном.

1. Для начала остановимся на феномене эйдетизма. Под эйдетизмом в разное время подразумевали разные психические феномены, которые всегда сходились в одном: эйдетик может помнить очень детальный визуальный образ, подобный фотографии. Как ему это удается, может ли он ум управлять, норма это или отклонение, сколько существует эйдетиков, изменяется ли эта способность с возрастом, можно ли ее развить – все это попадает в категорию спорных вопросов. Приведем некоторые факты (некоторые из которых могут быть не совсем достоверны), которые могут пролить свет на феномен эйдетизма.
2. Роберт Удэн, знаменитый французский маг, лучшие фокусы которого зависели исключительно от его быстрой и точной наблюдательности и внимания, развивал последние, так же как и память, годами усидчивых упражнений. Говорят, в свои юношеские годы он быстро проходил мимо какого-нибудь магазина, поспешно и зорко заглядывая в окно, а затем отворачивался. Спустя несколько шагов он останавливался, стараясь припомнить и описать возможно большее число виденных предметов. Он нашел, что постоянная практика настолько увеличила остроту его внимания, что он с каждым днем запоминал все большее и большее число предметов, выставленных в витрине; таким образом он непрестанно развивал те части разума, которые сохраняли и снова вызывали впечатления. Говорят, что впоследствии он мог пробежать мимо громадной витрины с выставленными мелкими предметами и получить такое полное, ясное и сильное впечатление, что несколько часов спустя он почти безошибочно описывал любой предмет. Благодаря этой способности Удэн сделался тем, чем был и чем составил себе состояние. Его память стала как бы фотографической пластинкой, запечатлевающей подряд все как есть, так что ему оставалось лишь вызвать впечатление и называть предметы, стоящие перед его душевными очами (Аткинсон «Память и уход за ней»).
3. Подобный же случай описывается и Р. Киплингом в его прелестном рассказе «Ким»: старый учитель Лурган Саиб готовил мальчика к тайному служению, где быстрое и ясное запоминание предметов было равносильно успеху и, следовательно, жизни. Старик вынул из ящика горсть драгоценных украшений и приказал Киму смотреть на них сколько он желает, чтобы постараться затем припомнить их. Здесь же был и другой туземец-мальчик, уже подготовлявшийся некоторое время таким образом. Ким нагнулся над подносом и стал смотреть на пятнадцать разложенных на нем драгоценностей. Он думал, что это легко. Затем поднос закрыли и туземец-мальчик быстро записал все, что запомнил. «Под бумагой лежат пять синих камней, один большой, один меньше, и три маленьких,- поспешно сказал Ким.- Затем там четыре зеленых камня, один из них пробуравлен; прозрачный желтый камень и один, схожий с чубуком. Два красных камня и... и... я насчитал пятнадцать, но два забыл. Дайте вспомнить! Да, там был маленький коричневый предмет из слоновой кости и... дайте подумать!» Но дальше дело не шло. «Слушай мой отчет,- сказал маленький туземец,- во-первых, там было два надтреснутых сапфира, весящих четыре и два карата, насколько я могу судить. Четырехкаратный сапфир заострен. Затем туркестанская бирюза, испещренная зелеными жилками, с двумя надписями - одна золотом, с именем Бога, другая, вокруг камня - стерта, так как он вынут из старого кольца. Вот пять синих камней; затем идут четыре блестящих изумруда, один просверлен в двух местах, а другой покрыт мелкой резьбой». «Их вес,- спокойно сказал Лурган Саиб,- три, пять и четыре карата». «Кусок зеленоватого старого янтаря и дешевый обломок европейского топаза,-продолжал мальчик-туземец.- Один бирманский рубин весом пять карат, без изъяна. Шарообразный, попорченный рубин в два карата. Резная слоновая кость из Китая, изображающая крысу, сосущую яйцо. И, наконец, величиной с боб кристальный шар, вделанный в золото». Ким почувствовал себя очень униженным превосходством маленького туземца. «Как же ты это сделал? - спросил он. «Делая одно и то же несколько раз, пока не добился полного успеха». Я советую вам прочесть эту книгу, в ней много полезного, и посмотреть, как Ким воспользовался уроками старого учителя. Это упражнение, очень точно изложенное в великолепном описании Киплинга, очень любимо на Востоке, где оно практикуется в совершенстве многими, как практиковалось и Удэном. Многие из вас могут сделать тоже самое, если вы не пожалеете труда и времени для приобретения навыка (Аткинсон «Память и уход за ней»).


Рисунок 1. Камни

4. Доктор Филипсон был столь любезен, что написал мне следующее: «Великий Талмуд состоит из двенадцати томов большого формата, состоящих в общей сложности из тысяч страниц. Во всех опубликованных изданиях Талмуда содержится абсолютно одинаковое количество страниц, и на определенной странице в каждом издании размещены одни и те же слова. Это необходимо иметь в виду, чтобы понять выдающееся достижение памяти, о котором я собираюсь рассказать. Существовали и, несомненно, существуют по сей день люди, которые знают наизусть весь текст Талмуда. Несколько лет назад один из таких людей, родившийся в Польше, посетил нашу страну. Я наблюдал за проявлением выдающихся свойств его памяти. Так, один из нас открывал наугад один из томов Талмуда, скажем, трактат Берахот, на странице десять; затем какое-то из слов накалывалось булавкой, например, четвертое слово в восьмой строчке; затем мнемического гения спрашивали, какое слово находится в этом самом месте на странице тридцать восемь, или пятьдесят, или любой другой, затем том протыкался булавкой до тех нор, пока она не доходила до страницы тридцать восемь, или пятьдесят или любой другой, обозначенной ранее; после этого мнемический гений называл слово, и всегда оказывалось, что он абсолютно прав. В его мозге содержался зрительный образ всего Талмуда; другими словами, страницы Талмуда были «сфотографированы» в его мозге. Это было одно из самых значительных достижений в развитии памяти из всего, когда-либо виденного мною, причем здесь не было никакого обмана. Среди людей, собравшихся вокруг стола, было несколько экспертов в области изучения Талмуда, которые сразу бы раскрыли любое мошенничество, если бы оно случилось. В былые времена для обозначения таких мнемических гениев евреи использовали особый термин - Шасс Поллак, Шасс - это аббревиатура названий Талмуда на иврите, а Поллак - это житель Польши; почти все эти мнемические гении родом из Польши. Таким образом, Шасс Поллак — это житель Польши, который выучил весь текст Талмуда и способен предъявить доказательства своих мнемических способностей, подобные тем, что были описаны выше» (Найссер «Когнитивная психология памяти»).


Рисунок 2. Страница Талмуда

5. Сегодня во Львове на площади Петрушевича, 2, устанавливается новый мировой рекорд по запоминанию и отображению человеком числа «пи» объемом в 1 миллион знаков, а также запоминания числа «на скорость», состоящего из пяти тысяч символов. Этим «уникумом», который представит народу свои уникальные способности, будет львовянин, профессор, доктор медицинских наук Андрей Слюсарчук. Жюри, состоящее из независимых членов, представителей Книги рекордов Украины и Книги рекордов Гиннесса, на большом табло напишет в хаотичном порядке 5 тысяч знаков. Потом рекордсмен в течение трех минут запомнит это число, ему завяжут глаза, он отвернется и воспроизведет вслух данное изображение. Во второй части рекорда комиссия наберет число «пи», в котором будет находиться миллион цифр. 3,14 с миллионным значением на хвосте профессор «озвучит» дней через двадцать, выучив предварительно его по 25-страничной книге, на каждой из которых будут значиться по 40000 тысяч знаков. Его смогут проверить не только жюри, но и зрители. Они зададут ему определенные параметры книги, по которым он будет мысленно отыскивать и называть нужную строчку, абзац, сектор и страницу. Как сообщил «Сегодня» владелец одной из самых доскональных памятей в мире, в своем высоком результате он уверен: «Мне ничего не стоит продемонстрировать отображение числа пи и в пять миллионов знаков, но, на мой взгляд, лучше сохранять некую интрижку. Таким образом я буду далее улучшать собственный рекорд, повышая его каждый раз на новое шестизначное число. Вообще, секрет моей визуальной памяти кроется в моей методике, которую я, к сожалению, пока запатентовать не могу, - сказал нам Андрей Тихонович. - Суть системы запоминания заключается в том, что я реализую свою ассоциацию, которую извлекаю из пластов подсознания». По словам доктора, он может запоминать не только цифры, но и тексты любых произведений, и иностранные языки: «На запоминание 752 страниц «Войны и мира» мне понадобится не более 6 часов. Чтобы выучить полностью язык, я потрачу около 25 дней и овладею при этом 30 тысячью слов. В моем «памятном арсенале» уже сейчас - 80 книг, среди которых все труды Ленина. Кстати, на работы Владимира Ильича, у меня ушло всего 12 дней» (Ксения Гришина, газета «Сегодня»).


Рисунок 3. Андрей Слюсарчук

6. Если верить газетам сам Слюсарчук предлагает такой способ развития фотопамяти: «Расставьте разные мелкие предметы на столе. Из них нужно выбрать один, например спичечный коробок. Сосредоточьтесь и смотрите на коробку так долго, чтобы, закрыв глаза, можно было детально ее описать. Да, будто она перед глазами. Этот прием отрабатывается до автоматизма. Начинать нужно с одного предмета, а затем постепенно добавлять другие. Человек должен четко запомнить все предметы с помощью зрения.
Большие объемы информации следует сортировать в блоки. Например, в набор предметов или таблицы чисел. Если это числа, то берутся первые три с одного конца, а затем - три цифры правого блока. И так постепенно визуально запоминаются все цифры».
7. Элизабет - молодая преподавательница в Гарварде; очень умна и хорошо рисует. Она обладает талантом, которого лишено большинство художников. Она может по своему желанию мысленно спроецировать точное изображение какой-то картины или сцены на свое полотно или на другую поверхность. По-видимому, этот галлюцинаторный образ содержит все детали текстуры и цвета оригинала. Как только образ сформирован, он остается неподвижным, и Элизабет может перемещать по нему свой взгляд, чтобы исследовать детали. Элизабет (на самом деле у нее другое имя) говорит, что может, например, спроецировать бороду на безбородое лицо или же листья - на обнаженное дерево; эти дополнения настолько яркие, что они могут затмить истинный образ. Однако она никогда не путает эйдетические образы с реальностью, и ее редко беспокоят спонтанные мысленные образы. Ее способность припоминать и визуализировать образы не ограничивается картинами или сценами. Через годы после прочтения стихотворения на иностранном языке она может извлечь из памяти образ печатной страницы и воспроизвести стихотворение с нижней строки до верхней со скоростью, с которой она обычно пишет. Она говорит, что использовала свою эйдетическую память на школьных и студенческих экзаменах, но нашла ее менее полезной в аспирантуре. В наших экспериментах с Элизабет в Гарварде мы использовали сгенерированные на компьютере стереограммы, созданные Юлесом (Julesz) из «Bell Telephone Laboratories»... Каждая стереограмма состоит из пары паттернов, образованных случайными точками. Когда человек смотрит через стереоскоп, в котором один паттерн предъявляется правому глазу, а другой - левому, то видит объемное изображение некоторой фигуры. Когда он смотрит на паттерны случайных точек без стереоскопа, то не может видеть ни фигуры, ни глубины изображения. С помощью только правого глаза Элизабет рассматривала образованный 10 тысячами точек паттерн в течение 1 минуты. После 10-секундного отдыха она смотрела на другой паттерн, состоявший из 10 тысяч точек, левым глазом. Мы попросили ее наложить эйдетический образ паттерна, увиденного правым глазом, на фактический паттерн, увиденный левым глазом. Она без колебаний сообщила, что видит букву Т, ориентированную в пространстве обычным образом. Затем мы показывали Элизабет одновременно оба паттерна через стереоскоп, и она сказала, что Т идентична ее эйдетическому образу. После этого мы поменяли местами паттерны для левого и правого глаза. Когда испытуемая спроецировала эйдетический образ на фактический паттерн, то увидела под поверхностью перевернутую букву Т. Глубина Т колебалась, но буква имела резкие контуры. В следующем эксперименте Элизабет смотрела правым глазом на еще один паттерн случайных точек. На этот раз она разглядывала паттерн в течение 3-минутных периодов, разделенных минутными интервалами отдыха, затратив в итоге на рассмотрение паттерна 12 минут. Через 24 часа испытуемой дали посмотреть на сопряженный паттерн левым глазом, и она спроецировала на него эйдетический образ паттерна для правого глаза. Через 10 секунд Элизабет сообщила, что видит квадрат, плывущий над поверхностью. Эти тесты послужили доказательством того, что эйдетизм существует. До эксперимента Элизабет не видела стереограмм. Невероятно, чтобы она могла запомнить положение 10 тысяч точек за то короткое время, которое мы предоставили ей для разглядывания паттернов. Даже если она могла сделать подобное, это не объясняет увиденную ею глубину изображения. Трехмерное изображение возможно, только когда каждый глаз видит иной образ. Чтобы продемонстрировать огромную детализированность информации, содержащейся в эйдетическом образе, мы проверили возможности Элизабет с помощью паттерна из миллиона случайных точек. Она сформировала эйдетический образ паттерна и сохраняла его в период длительностью до четырех часов. Мы еще не проверяли ее способность удерживать в памяти паттерн из миллиона точек в течение более длительных периодов. Элизабет могла избирательно припоминать любой из нескольких образов. В одном эксперименте молодая женщина сформировала образы четырех паттернов из 10 тысяч точек каждый, которые она видела правым глазом. На следующий день она рассматривала один из паттернов левым глазом и, когда ее попросили, припомнила каждый из четырех эйдетических образов. Когда образы были наложены на паттерн для левого глаза, каждый образовал особую фигуру, которая была видна в объеме (Найссер «Когнитивная психология памяти»).


Рисунок 4. Стереограмма

8. Кроме того приведу личные примеры: Один мой знакомый лежал под капельницей пирацетама. Есть такое вещество для людей с ослабленным мышлением и памятью. Он через некоторое время мог «брать» страницы. После он потерял эту способность, когда пирацетам вышел. Но страницы, которые «взял» так и остались при нем.
9. Также кореец, который рассказывал о корейской мнемонике очень хорошо владел фотомнемоникой. Он говорил, что помнит целую библиотеку, много тысяч книг. Но при этом некоторые он не понимает. Некоторые книги он помнил в разных изданиях, включая опечатки. На вопрос как он это делает, он говорил, что «берет» страницы и связывает их с шагами по определенной местности. Судя по его описаниям можно предположить, что его методика более всего походила на методику Слючарчука. Он упоминал о трансоподобном состоянии, говорил, что надо полностью сосредоточиться на предмете запоминания, как будто в мире нет ничего другого. При попытках схватывать информацию пучками, когда внимание концентрируется на отдельных деталях, он поправлял: «Почему ты тыкаешь пальцем? - накрой ладонью». Кроме того, он акцентировал внимание на том, что для того чтобы «все» помнить необходимо строить Внутренний Храм, при этом говорил: «Восприятие как пчела, когда она собрала достаточно меда, его необходимо отнести во Внутренний Храм». В качестве способа развития фотопамяти предлагал «играть» в корейский столик. При этом он никогда ничего не повторял. Однажды он демонстрировал запоминания томика стихов Ахматовой со скоростью пролистывания. На проверку он указал не только содержание, но и типографические помарки, а также разбивку стихов по страницам. Есть основания полагать, что кроме фотопамяти он обладал схожими способностями во всех модальностях. К сожалению никакой информации доказывающей его способности нет. Научных экспериментов он не ставил.


Рисунок 5. Мнемонический корейский столик

10. В заключение хотелось бы уточнить термин фотомнемоника. Под фотомнемоникой мы подразумеваем мнемонику с использованием эйдетических образов. Подобно тому как в обычной мнемонике мы используем обычные образы, в фотомнемонике мы используем более детальные образы-эйдосы. Естественно, для работы с такими эйдосами необходимо использовать специфические приемы, но это уже тема для отдельной статьи.

3 комментария:

Piligrim комментирует...

Со Слюсарчуком имел место странный случай. На описанном в http://ura-inform.com/ru/society/2009/06/18/pamjat/ мероприятии он якобы за 4 минуты 23 секунды запомнил 100 страниц книги Макиавелли "Государь", которую раньше в глаза не видел и которую ему предложил некий "журналист". Вместе с тем, три года назад изданию "Факты и комментарии" (номер за субботу, 8 июля 2006 года, рубрика "Человек и общество", http://www.facts.kiev.ua/archive/2006-07-08/13881/index.html) Слюсарчук сообщил: "К примеру, "Государя" (Макиавелли, 700 страниц) я запоминал всего четыре дня...". Получается, что 17.06.2009 в Украинском доме он "запоминал" уже запомненную книгу. (Или каждые три года он забывает все, что помнил ранее?)

Piligrim комментирует...

Три года назад Слюсарчук уже говорил, что запомнил "Государя" Макиавелли, и вот теперь во время "рекорда" 17.06.09 он его снова запомнил на публике. Про то, что он его уже запомнил три года назад, он что, забыл?

pavel комментирует...

Еще хорошим примером выдающихся достижений памяти могут быть грассмейстеры. Мне рассказывали об одном человеке который профессионально занимался шахматами и помнил все свои партиии, которые он когда либо играл. Запоминание шахманой доски с расстановкой фигур может быть хорошим упражнением для памяти, по принципу похоже на корейский столик. Хорошо для начинающих практику визуализации и для тех кто играет в шахматы.