среда, 12 ноября 2008 г.

Вставные точки и разнесение

Вставные точки – это дополнительная информация, которая привноситься в основную для того чтобы ее лучше запомнить. Как не парадоксально, но иногда чем больше информации, тем лучше она запоминается. В каком же случае это верно? В том, когда одна информация организует другую. Согласно закону «информированности-упорядоченности» в системе порядка столько, сколько информации. Также вставные точки помогут взглянуть по-другому на процесс забывания.

1. Для начала рассмотрим прием классической мнемоники известный как «опорные образы» или, проще говоря, «крючки». Смысл приема заключается в том, что выделяется набор образов обычно пронумерованных некоторым индексом. Допустим по виду предметов: 1 – палка, 2 – гусь, 3 – грудь, 4 – стул, 5 – крюк, 6 – половник, 7 – бумеранг, 8 – песочные часы, 9 – одуванчик и т.д. Далее, когда нужно запомнить некий список слов (или фактов) они переводятся в образы и связываются визуальной ассоциацией в пары с крючками. Например: палка бьет собаку, гусь кусает розу и т.д. Когда нужно вспомнить второе слово из списка вспоминают сначала крючок, а потом то, что на нем висит.
2. Известный недостаток этого приема заключается в том, что когда мы запоминаем несколько списков на один и тот же набор крючков возникает неоднозначность при вспоминании (см. рисунок 1). Например: в первом списке палка бьет собаку, во втором – кошку, в третьем – хомяка. И тогда не совсем понятно, что же было за слово в первом списке. Происходит это оттого, что крючок является аллодом, преобразующим число в целевое слово. Если же его нагрузить информацией о двух целевых словах, то он будет попеременно выдавать оба в зависимости от силы ассоциации и внешних шумов. В данном случае можно сказать, что в аллоде не хватает информации и требуется вставная точка, некий различающий признак, который нужно будет послать на вход в аллод. Для примера можно использовать фон (см. рисунок 2), при этом потребуется еще один аллод, который будет выявлять фон по номеру списка слов. В итоге аллод крючка будет получать на вход номер списка и номер слова в списке, а на выход выдавать однозначно одно целевое слово. Можно сказать, что мы разнесли крючки с образами по фонам.


Рисунок 1. Неоднозначность


Рисунок 2. Устранение неоднозначности

3. Теперь подумаем, как мозг понимает, что он что-то забыл. Ведь если он что-то забыл, эму кто-то должен на это указать. Скажем, если я стою у подъезда и набираю код домофона, мне он явно укажет на то, что код неправильный, если я его забыл. Но ведь зачастую я понимаю это сам еще до набора. Рассмотрим аллод, отвечающий за код домофона. Сперва на ум приходит простая схема: на вход он получает сигнал «получить код», на выход собственно код. Но в данном случае мы никогда не узнаем правильный ли код на выходе, если скажем аллод изменился. В информатики данная проблема решается просто, вместе с информацией хранится ее циклическая сумма (CRC), которая с высокой вероятностью обнаруживает разрушение кода. Вряд ли мозг переводит код в биты и вычисляет циклическую сумму кода всякий раз, когда мы что-то запоминаем. Но можно предположить схожий механизм.
4. Аллод домофона несколько сложней. Упрощенно можно представить его из нескольких параллельных частей, которые при получении сигнала «получить код» начинают восстанавливать код в разных модальностях. Простейший случай визуальный набор, тактильный набор, надпись на бумаге, произнесенный словами и пр. Если выходы аллодов сходятся к одному, код он признается достоверным, иначе возникает легкое сомнение в достоверности, а, в крайнем случае, полное забывание кода.
5. Данный пример показывает, что за идентификацию достоверности воспоминания отвечают как раз вставные точки, ведь надпись на листке, голосовой образ кода и пр. являются копиями кода, обогащенными вставными точками. Абстрактные цифры приобретают конкретное отображение в различных модальностях. Вставную точку можно определить по тому, что она не является существенной для различения смысла информации, она всегда организует, придает структуру.
6. Теперь рассмотрим еще один пример. Допустим, нам нужно запомнить перечень фигурок, приведенный на рисунке 3.


Рисунок 3. Фигурки для запоминания

Как будет выглядеть аллод, содержащий информацию о перечне этих фигурок? Это будет зависеть от способа запоминания. В случае если мы попытаемся запомнить их просто как список без всякого порядка, аллод будет похож на крючок, на который повесили 12 наживок (см. рисунок 4). И, следовательно, при запросе у памяти фигурки будет возвращена одна из них с вероятностью 1/12 (8.33%). Далее для получения второй фигурки надо удерживать первую в памяти и запрашивать еще раз информацию из аллода, причем, исключая дублирования первой фигурки и т.д. Все это очень утомительно и мы очень быстро начнем путаться, повторятся, и точно не сможем сказать, сколько фигурок уже назвали.


Рисунок 4. Аллод с одним входом и 12 случайными выходами

7. Теперь приведем пример разнесения по признаку формы (см. рисунок 5). Аллод после подобного разнесения получает некоторую организующую информацию, сознательно наделяется структурой (см. рисунок 6).


Рисунок 5. Исходные фигурки, разнесенные по признаку формы


Рисунок 6. Аллод с разнесением по форме

Данная структура вполне допускает вспоминание по принципу перебора, как было описано выше. Теперь в памяти не нужно удерживать более 4 предметов и подобную информацию можно запомнить без труда. Можно ли назвать форму предмета вставной точкой. Нет, в данном случае это существенный признак, но если присмотреться он не выполняет функцию вставной точки, а лишь указывает каким образом это сделать. В действительности вставной точкой будет именно ассоциация группы фигурой одной формы, включенность формы в группу. Как известно целое больше своих частей, это тот самый случай.
8. Кроме того, мы могли бы взять исходные фигурки (см. рисунок 3) и запомнить их вместе с их расположением относительно друг друга. В данном случае пространственное расположение было бы вставной точкой. И позволило бы восстановить фигурки по порядку. Но это возможно, только если порядок будет действительно запомнен, внесен в аллод.
9. Рассмотрим процесс забывания. Одной из причин забывания является то, что мы сваливаем много информации на один стимул. Это может выглядеть как в случае с фигурками (см. рисунок 4). А может, например, быть следствием выбора слишком обобщенного стимула, на который наваливается в последствии. Крючок №1 – «палка» будет держать однозначно информации до тех пор, пока случайно не будет задействовать в других ситуациях. Тогда произойдет распараллеливание и забывание. Чтобы это предотвратить надо использовать вставные точки, то есть разносить информацию по полочкам.
10. Не надо упрощать методику вставных точек, можно придумать достаточно сложный алгоритм на основе вставных точек. Например, мы можем запоминать события жизнь на события в Храме, а в качестве вставных точек использовать погоду в Храме, которая будет иметь определенный алгоритм.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

"вставная точка - различающий признак"
выделите эту фразу жирным шрифтом, чтобы статья понятней была, а то пришлось перечитывать. Также опечатки иногда мешают быстро понимать материал.
А за работу огромное спасибо.