Цветовой куб – это парадигма цветов на основе модели RGB. Цветовой куб позволяет вербализовать (то есть перевести из образной части в словесную) оттенки цветов, чтобы их лучше отличать и запоминать.
1. Как правило, основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) люди не путают. Но они настолько размыты, что на их основе можно представить какую-то цветовую композицию очень нечетко. Когда кто-то рассказывает что, она была одета в красную куртку и синие джинсы, мы представляем себе те цветовые оттенки, которые нам ближе в рамках нашей внутренней цветовой парадигмы. Иногда при описании уточняют: светло красный, темно синий, бледно желтый, но все же это оставляет некую размытость. Но когда мы видим объект своими глазами, он обманывает наши ожидания. Чтобы быть более точным при описании прибегают к эталонам цвета, тем предметам, которые являются носителями определенного цвета не зависимо от обстоятельств (свекла, лимон, снег). Но даже эти эталоны подвержены размытости. Это связано в первую очередь, с особенностями цветовой парадигмы конкретного человека. Например, один представляет себе свеклу более темной, другой более светлой и т.д. Что касается редких эталонов, то тут начинается путаница. Какого цвета, скажем, фисташка или глина?
2. Кроме того, цветовые эталоны перекрывают друг друга, что еще больше вызывает путаницу. Например, мало кто проведет точную грань между цветом апельсина и моркови, хотя на практике они могут употребить оба эти оттенка оранжевого.
3. Цветовой куб предлагает следующее решение этой проблемы. Он разбивает цветовое пространство по трем компонентам (красный, зеленый, синий). При этом нет необходимости высчитывать, сколько процентов того или иного компонента в определенном оттенке, нужно просто смешать базовые цвета, причем сделать это можно несколько раз. Первичные базовые цвета представлены на рисунке 1.
1. Как правило, основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) люди не путают. Но они настолько размыты, что на их основе можно представить какую-то цветовую композицию очень нечетко. Когда кто-то рассказывает что, она была одета в красную куртку и синие джинсы, мы представляем себе те цветовые оттенки, которые нам ближе в рамках нашей внутренней цветовой парадигмы. Иногда при описании уточняют: светло красный, темно синий, бледно желтый, но все же это оставляет некую размытость. Но когда мы видим объект своими глазами, он обманывает наши ожидания. Чтобы быть более точным при описании прибегают к эталонам цвета, тем предметам, которые являются носителями определенного цвета не зависимо от обстоятельств (свекла, лимон, снег). Но даже эти эталоны подвержены размытости. Это связано в первую очередь, с особенностями цветовой парадигмы конкретного человека. Например, один представляет себе свеклу более темной, другой более светлой и т.д. Что касается редких эталонов, то тут начинается путаница. Какого цвета, скажем, фисташка или глина?
2. Кроме того, цветовые эталоны перекрывают друг друга, что еще больше вызывает путаницу. Например, мало кто проведет точную грань между цветом апельсина и моркови, хотя на практике они могут употребить оба эти оттенка оранжевого.
3. Цветовой куб предлагает следующее решение этой проблемы. Он разбивает цветовое пространство по трем компонентам (красный, зеленый, синий). При этом нет необходимости высчитывать, сколько процентов того или иного компонента в определенном оттенке, нужно просто смешать базовые цвета, причем сделать это можно несколько раз. Первичные базовые цвета представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Первичные базовые цвета
4. Спешивание базовых цветов происходит по следующему правилу: сначала выбираем один базовый цвет, потом оттеняем его другим базовым цветом. При этом целевой оттенок должен занимать точку в цветовом кубе на отрезке между двумя базовыми цветами, разделенном в отношении один к двум, ближе к первому базовому цвету (см. рисунок 2). При этом говорят сначала цвет оттенка, потом основной: красно-зеленый, зелено-красный и т.д.
Рисунок 2. Смешивание базовых цветов
5. Всего возможно 64 комбинации (см. рисунки 3-6), по 8 на каждый первичный базовый цвет. Данные комбинации используются как вторичные базовые цвета, которые можно сочетать подобным же образом до 1000 оттенков.
Рисунок 3. Нижняя часть куба
Рисунок 4. Вторая снизу часть куба
Рисунок 5. Вторая сверху часть куба
Рисунок 6. Верхняя часть куба
6. В таблице 1 приведен полный перечень вторичных базовых цветов, сгруппированный по первичным базовым цветам.
Черный
+ Черный = Уголь
+ Синий = Ночь
+ Зеленый = Нефрит
+ Красный = Кармин
+ Циан = Сосна
+ Маджента = Баклажан
+ Желтый = Умбра
+ Белый Пепел
Синий
+ Черный = Ультрамарин
+ Синий = Сапфир
+ Зеленый = Кобальт
+ Красный = Индиго
+ Циан = Хлопок
+ Маджента = Гиацинт
+ Желтый = Джинса
+ Белый = Лазурь
Зеленый
+ Черный = Бамбук
+ Синий = Изумруд
+ Зеленый = Лайм
+ Красный = Киви
+ Циан = Капуста
+ Маджента = Спаржа
+ Желтый = Шартрёз
+ Белый = Салат
Красный
+ Черный = Рубин
+ Синий = Клюква
+ Зеленый = Карамель
+ Красный = Клубника
+ Циан = Глина
+ Маджента = Малина
+ Желтый = Шафран
+ Белый = Коралл
Циан
+ Черный = Бирюза
+ Синий = Топаз
+ Зеленый = Мята
+ Красный = Циркон
+ Циан = Лагуна
+ Маджента = Сталь
+ Желтый = Аквамарин
+ Белый = Лед
Маджента
+ Черный = Слива
+ Синий = Сирень
+ Зеленый = Аметист
+ Красный = Фуксия
+ Циан = Фиалка
+ Маджента = Пурпур
+ Желтый = Роза
+ Белый = Гелиотроп
Желтый
+ Черный = Горчица
+ Синий = Песок
+ Зеленый = Груша
+ Красный = Морковь
+ Циан = Фисташка
+ Маджента = Персик
+ Желтый = Лимон
+ Белый = Солома
Белый
+ Черный = Дым
+ Синий = Василек
+ Зеленый = Селадон
+ Красный = Родонит
+ Циан = Аргон
+ Маджента = Мовеин
+ Желтый = Крем
+ Белый = Снег
6. По началу будет сложно перестроиться на новую цветовую парадигму. Но через некоторое время, когда сформируются цветовые «понятия», вы сможете очень точно определять и запоминать цвет. Конечно, надо учитывать физиологические особенности зрения отдельного человека.
7. Стоит упомянуть об адаптивности. Дело в том, что мозг всегда будет делать поправку на освещение и прочие особенности цветовой композиции. Поэтому при запоминании цвета следует вычленять некий усредненный вариант оттенка, не цвет фотонов попавших в глаз, а именно цвет самого предмета.
8. Далее примеры выделения оттенков на фотографиях Бритни Спирс (см. рисунки 7-16).
7. Стоит упомянуть об адаптивности. Дело в том, что мозг всегда будет делать поправку на освещение и прочие особенности цветовой композиции. Поэтому при запоминании цвета следует вычленять некий усредненный вариант оттенка, не цвет фотонов попавших в глаз, а именно цвет самого предмета.
8. Далее примеры выделения оттенков на фотографиях Бритни Спирс (см. рисунки 7-16).
Рисунок 7. Клюквенно-шафрановые сапоги
Рисунок 8. Клюквенно-малиновый топик
Рисунок 9. Песочно-аметистовое платье
Рисунок 10. Аметистово-индиговый топик
Рисунок 11. Глиняно-родонитовое платье
Рисунок 12. Пепельно-баклажановый костюм
Рисунок 13. Глиняно-рубиновый костюм
Рисунок 14. Васильково-родонитовые штаны
Рисунок 15. Кораллово-рубиновое платье
Рисунок 16. Глиняно-коралловое платье
9. В действительности такая точная детализация цвета как на фотографиях не нужна. К тому же мало кто сможет точно различать все 1000 оттенков. Глаз чувствует по-разному переходы оттенков в разных частях куба. Например, я с трудом различаю салатовый и капустный цвета, или лаймовый и шартрёзовый. Так что в лучшем случае по памяти можно различать 200-400 оттенков. Кроме того, не все оттенки удобно оттенять в кубе. Проще всего оттенять цвета лежащие на гранях куба. Дело в том, что мозгу проще сделать цвет светлее-темнее, бледнее-насыщеней, чем смешивать компоненты красности или зелености. Так что возможно было бы более эффективно использовать цветовой цилиндр HSV, а не куб.
Комментариев нет:
Отправить комментарий