В данном разделе мы рассмотрим основные процессы памяти через призму системного подхода и выделим те преимущества, которые возникают из данного рассмотрения.
1. Все помнят пример с горячим чайником, который указывает на основную функцию памяти – адаптацию к внешней среде. Данный пример позволит рассмотреть основные процессы и их компоненты. Основными процессами являются: сохранение, поддержание и восстановление.
2. Мы имеем сохранение информации, когда обжигаемся, как бы сказали ассоциативисты, стимул (S) чайник ассоциируется с реакцией (R) боль от ожога, в результате некая порция информации записывается в мозг. Данная информация носит далеко не пассивный характер, она в случае повторного появления стимула может активизировать эмоцию страха даже против воли субъекта, то есть я хочу сказать, что она может сильно интегрироваться со всеми структурами мозга и носит системный характер. Данную систему мы будем называть информационным аллодом (A). Также следует учесть, что в процессе формирования информационного аллода принимает участие мотивация (W), при ее снижении вероятность построения аллода снижается. Мотивация исходит от духа и является сложным комплексом внимания-воли-сознания, она как бы выделяет и усиливает стимул и реакцию, чтобы построить более четкий аллод. Когда мотивация снижается, стимул и реакция растворяются в шуме (N), сливаются с фоном. Стоит сказать, что шум всегда присутствует, даже при очень высокой мотивации. Если отвлечься от чайника и рассмотреть сохранение более сложной информации, такой как текст, изображение, музыка, можно заметить, что чем больше сохраняешь информации данного типа тем лучше результат. Это приводит к выводу, что за сохранение отвечает некая структура мозга, которая в процессе сохранения развивается. Мы будем называть ее мнемонический аллод. Она-то как раз и будет предметом исследования системной мнемоники. Схематично все сказанное представлено на рисунке 1.
1. Все помнят пример с горячим чайником, который указывает на основную функцию памяти – адаптацию к внешней среде. Данный пример позволит рассмотреть основные процессы и их компоненты. Основными процессами являются: сохранение, поддержание и восстановление.
2. Мы имеем сохранение информации, когда обжигаемся, как бы сказали ассоциативисты, стимул (S) чайник ассоциируется с реакцией (R) боль от ожога, в результате некая порция информации записывается в мозг. Данная информация носит далеко не пассивный характер, она в случае повторного появления стимула может активизировать эмоцию страха даже против воли субъекта, то есть я хочу сказать, что она может сильно интегрироваться со всеми структурами мозга и носит системный характер. Данную систему мы будем называть информационным аллодом (A). Также следует учесть, что в процессе формирования информационного аллода принимает участие мотивация (W), при ее снижении вероятность построения аллода снижается. Мотивация исходит от духа и является сложным комплексом внимания-воли-сознания, она как бы выделяет и усиливает стимул и реакцию, чтобы построить более четкий аллод. Когда мотивация снижается, стимул и реакция растворяются в шуме (N), сливаются с фоном. Стоит сказать, что шум всегда присутствует, даже при очень высокой мотивации. Если отвлечься от чайника и рассмотреть сохранение более сложной информации, такой как текст, изображение, музыка, можно заметить, что чем больше сохраняешь информации данного типа тем лучше результат. Это приводит к выводу, что за сохранение отвечает некая структура мозга, которая в процессе сохранения развивается. Мы будем называть ее мнемонический аллод. Она-то как раз и будет предметом исследования системной мнемоники. Схематично все сказанное представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Процесс сохранения
3. Далее рассмотрим поддержание. Обычно говорят о хранении, но это не совсем правильно. Так как информации не хранится пассивно на полочках памяти, а постоянно интегрируется с новой, изменяется, обобщается и т.д. Тут все достаточно просто исходный информационный аллод (A) преобразуется в целевой (A*). Под воздействием мотивации (W) аллод или пассивно распадается или наоборот укрепляется и интегрируется в общую структуру памяти. Например, известно, что если перед запоминанием информации задействовать некую установку информация будет храниться в соответствии с установкой. Также на процесс поддержания влияет или вернее даже его обеспечивает некая структура памяти. Ведь известно, что одни забывают информацию быстрее, причем это зависит от вида информации. Данную структуру мы будем называть поддерживающий аллод, его в некотором роде можно отнести также к мнемоническим аллодам (см. рисунок 2). Не смотря на простоту процесса поддержания, он полностью скрыт от сознания, что затрудняет его исследование.
Рисунок 2. Процесс поддержания
4. Процесс восстановления наиболее интересен с мнемонической точки зрения, так как он избавляет нас от предрассудка, согласно которому информацию можно разыскать в памяти или достать оттуда. Данный предрассудок восходит к свободной воле. Мы же считаем, что информация может быть только преобразована, но ни как не выхвачена произвольно рукой сознания из глубин мозга. Переводя это на язык системных процессов, стимул (S) под действием мотивации (W) попадает в информационный аллод, который был сформирован в процессе сохранения, и на выходе возникает реакция (R). Естественно исходный аллод мог подвергаться преобразованию в процессе поддержания, что могло вызвать чувствительность к стимулу или искажение реакции. Также надо понимать, для того чтобы подать правильный стимул на вход, его также надо запомнить, то есть создать еще один информационный аллод и так далее до бесконечности. Как правило, стимул уже сразу после запоминания является искаженным, что приводит к тому, что узнавать проще, чем вспоминать. Не избежать и шума, который в общем рассмотрении можно считать случайным, что делает восстановление в некотором роде также случайным. Например, когда что-то не могут вспомнить, а через некоторое время оно всплывает само. Все сказанное изображено на рисунке 3.
Рисунок 3. Процесс восстановления
5. Теперь о преимуществах. Во-первых, самое главное то, что мы уходим от статики в рассмотрении памяти. Теперь все образы памяти являются процессами, которые преобразуют одну информацию в другую. Актуализированный образ чайника может напоминать о боли или о чаепитии в зависимости от входной информации и структуры аллода чайника.
6. Во-вторых, информация может быть только преобразована, а не вынута произвольно из памяти. Это дает нам возможность последовательно рассмотреть все преобразования и понять, как лучше вспоминать нужную информацию, как располагать и структурировать информацию в зависимости от ее функций, чтобы она всегда была под рукой.
7. В-третьих, мы вводим мотивацию как основной процесс, направляющий память. Это очень важно, но часто игнорируется мнемониками. Выживают только мотивированные аллоды, те, что находятся на путях естественного возбуждения нейронной сети, которые подпитываются не зависимо от постоянного сознательного контроля. Хотя дух и управляет мотивацией, она во многом лишь набор мотивационных аллодов, мотивов, которые действуют автоматически и забирают всю энергию на себя.
8. В-четвертых, мы приходим к единообразию, вводя понятие аллод, как структурная единица памяти, обладающая системными свойствами. Одни аллоды отвечают за мотивацию, другие за основные процессы памяти и мышления, третью просто содержат информацию как отношение стимула и реакции.
9. В-пятых, мы рассматриваем шум и вероятностные переходы между состоянием нейронной сети. Это позволяет рассматривать нечеткую информацию и уйти от бинарной оппозиции «помню – не помню».
10. В-шестых, мы рассматриваем мнемоники, мнемонические техники как вид аллода, что позволяет сильно расширить сферу действия мнемоники от искусственной ассоциации к скрытым процессам памяти и внутренней функциональной гармонии. И даже ввести новую область знаний мнемологию изучающую мнемоники.
11. В-седьмых, мы рассматриваем процессы поддержания и вспоминания как преобразования на основе соответствующих аллодов, что позволяет управлять этими процессами по средствам данных аллодов. Классическая же мнемоника рассматривает только мнемонические аллоды сохранения, то есть все технические навыки применяются только в процессе запоминания, далее они полагаются на удачу и, конечно, раз у них нет иных техник, надо использовать те, что есть чаще, то есть повторять.
6. Во-вторых, информация может быть только преобразована, а не вынута произвольно из памяти. Это дает нам возможность последовательно рассмотреть все преобразования и понять, как лучше вспоминать нужную информацию, как располагать и структурировать информацию в зависимости от ее функций, чтобы она всегда была под рукой.
7. В-третьих, мы вводим мотивацию как основной процесс, направляющий память. Это очень важно, но часто игнорируется мнемониками. Выживают только мотивированные аллоды, те, что находятся на путях естественного возбуждения нейронной сети, которые подпитываются не зависимо от постоянного сознательного контроля. Хотя дух и управляет мотивацией, она во многом лишь набор мотивационных аллодов, мотивов, которые действуют автоматически и забирают всю энергию на себя.
8. В-четвертых, мы приходим к единообразию, вводя понятие аллод, как структурная единица памяти, обладающая системными свойствами. Одни аллоды отвечают за мотивацию, другие за основные процессы памяти и мышления, третью просто содержат информацию как отношение стимула и реакции.
9. В-пятых, мы рассматриваем шум и вероятностные переходы между состоянием нейронной сети. Это позволяет рассматривать нечеткую информацию и уйти от бинарной оппозиции «помню – не помню».
10. В-шестых, мы рассматриваем мнемоники, мнемонические техники как вид аллода, что позволяет сильно расширить сферу действия мнемоники от искусственной ассоциации к скрытым процессам памяти и внутренней функциональной гармонии. И даже ввести новую область знаний мнемологию изучающую мнемоники.
11. В-седьмых, мы рассматриваем процессы поддержания и вспоминания как преобразования на основе соответствующих аллодов, что позволяет управлять этими процессами по средствам данных аллодов. Классическая же мнемоника рассматривает только мнемонические аллоды сохранения, то есть все технические навыки применяются только в процессе запоминания, далее они полагаются на удачу и, конечно, раз у них нет иных техник, надо использовать те, что есть чаще, то есть повторять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий