Системная мнемоника – это рассмотрение мнемоники методами системного подхода, кибернетики и синергетики. Данный подход выбран не для того, чтобы отдать дань моде, отнюдь, он оправдывает себя во многих прикладных ситуациях.
1. Для начала надо рассмотреть классический подход к мнемонике, и чем он отличается от системного подхода. Под классическим подходом мы подразумеваем ассоциативный подход, тянущийся со времен Античности и сейчас на Западе отождествляемый с мнемоникой. Основные предпосылки: существуют некие сущности памяти, когда они попадают одновременно в сознание или чем-то схожи, между ними возникает ассоциация, некая связь позволяющая вспоминать одну сущность через другую. Следует отметить, что данный подход фиксирует статичность сущностей и связей, хотя память разворачивается, как процесс, в каждый момент времени якобы существует некая статичная структура сущностей и связей. Вся мнемоника сводится к тому, чтобы выделить одни сущности и проассоциировать их с другими или между собой, будь то образы предметов, цвета, звуки или места на улицах города.
2. Особо проницательные сторонники ассоциативного подхода утверждают, что сущностей не существует, они являются лишь набором связей. Но это мне кажется странным. Как может существовать связь без того, что она связывает? Можно встретить такую фразу: когда вы видите на столе вазу с розой, ваш мозг запоминает связь между образами "ваза", "роза" и "стол". Сами образы мозг НЕ ЗАПОМИНАЕТ. Наверно человеку с таким мозгом очень тяжело воспринимать живопись и музыку.
3. Также в рамках ассоциативного подхода широко используется термин искусственная ассоциация. Что же это такое очень тяжело понять. Нам удалось выявить 4 оппозиции между искусственными и естественными ассоциациями, каждая указывает на то, что искусственная ассоциация отличается от естественной следующим: ложностью, бессмысленностью, сознательностью, избыточностью. Каждая оппозиция несет долю истины, но ни одна четко не отвечает на вопрос: что же такое искусственная ассоциация. И в зависимости от того какие оппозиции доминируют у некоего автора, он начинает либо хулить, либо хвалить мнемонику искусственных ассоциаций.
4. Стоит сказать, что каждая оппозиция, помимо явного значения искусственной ассоциации несет еще и косвенное, генеологическое. Например: истинность, хотя теперь логически и оторвана от простых связей между наблюдаемыми предметами, исторически была связана или даже выделилась в понятие благодаря полезности запоминания отношений между наблюдаемыми предметами мира и повторению этих отношений из раза в раз. И вот теперь, наблюдая, как мнемоники ассоциируют сочетания предметов, не присущие миру, некие авторы заявляют, что это вредит памяти.
5. Осмысленность, опять же, требует включения всего ценного в структуру языка, чтобы не оставалось черных пятен, и это подкреплено механизмами памяти: все, что изолированно забывается. И если мы создаем абсурдные ассоциации, значит, они не важны и вредят памяти. Эти два примера указывают, что якобы мнемоника вредна, но даже начинающий мнемоник знает, что когда ассоциируешь образы предметов, истинность и осмысленность не влияет на результат. Вот и парадокс, но разоблачение далее.
6. Сознательность искусственной ассоциации тоже имеет спорный характер: с одной стороны чему как сознательному вмешательству в процессы памяти создавать ее искусственность, с другой, примеры детских книжек с картинками и рекламные постеры, прямо-таки мнемонически навязывающие товары и услуги, указывают, что мнемоника не обязательно сознательна. Также стоит обратить внимание, что в определенных условиях процессы самоорганизации памяти показывают куда большую результативность, чем любая сознательная организация. Вот и генеалогия сознания и памяти, по-видимому, сознание не приспособлено к тому, чтобы запоминать.
7. Избыточность более всего вскрывает то, что классическая мнемоника считает искусственным. Чем больше связей наплетешь вокруг сущностей, тем лучше будет помниться. Далее разоблачение парадокса истинности и осмысленности. Дело в том, что память не клубок и когда мы где-то создаем избыточность, где-то возникает недостаток. Тут вскрывается основная проблема ассоциативного подхода: он считает, что существуют связи крепкие или слабые, а на самом деле существует только вероятности переходов между состояниями нейронной сети. Одни образы наводят на другие с некоторой вероятностью, повторяя, мы перераспределяет вероятности. К сожалению для классических мнемоников, и к счастью для жизни и выживания, распределение вероятностей быстро приходит к естественному состоянию, обусловленному мотивацией, и эти самые искусственные ассоциации забываются.
8. Довольно об ассоциациях, перейдем к системному подходу. Первое что необходимо рассмотреть – это системная модель памяти (см. рисунок 1).
1. Для начала надо рассмотреть классический подход к мнемонике, и чем он отличается от системного подхода. Под классическим подходом мы подразумеваем ассоциативный подход, тянущийся со времен Античности и сейчас на Западе отождествляемый с мнемоникой. Основные предпосылки: существуют некие сущности памяти, когда они попадают одновременно в сознание или чем-то схожи, между ними возникает ассоциация, некая связь позволяющая вспоминать одну сущность через другую. Следует отметить, что данный подход фиксирует статичность сущностей и связей, хотя память разворачивается, как процесс, в каждый момент времени якобы существует некая статичная структура сущностей и связей. Вся мнемоника сводится к тому, чтобы выделить одни сущности и проассоциировать их с другими или между собой, будь то образы предметов, цвета, звуки или места на улицах города.
2. Особо проницательные сторонники ассоциативного подхода утверждают, что сущностей не существует, они являются лишь набором связей. Но это мне кажется странным. Как может существовать связь без того, что она связывает? Можно встретить такую фразу: когда вы видите на столе вазу с розой, ваш мозг запоминает связь между образами "ваза", "роза" и "стол". Сами образы мозг НЕ ЗАПОМИНАЕТ. Наверно человеку с таким мозгом очень тяжело воспринимать живопись и музыку.
3. Также в рамках ассоциативного подхода широко используется термин искусственная ассоциация. Что же это такое очень тяжело понять. Нам удалось выявить 4 оппозиции между искусственными и естественными ассоциациями, каждая указывает на то, что искусственная ассоциация отличается от естественной следующим: ложностью, бессмысленностью, сознательностью, избыточностью. Каждая оппозиция несет долю истины, но ни одна четко не отвечает на вопрос: что же такое искусственная ассоциация. И в зависимости от того какие оппозиции доминируют у некоего автора, он начинает либо хулить, либо хвалить мнемонику искусственных ассоциаций.
4. Стоит сказать, что каждая оппозиция, помимо явного значения искусственной ассоциации несет еще и косвенное, генеологическое. Например: истинность, хотя теперь логически и оторвана от простых связей между наблюдаемыми предметами, исторически была связана или даже выделилась в понятие благодаря полезности запоминания отношений между наблюдаемыми предметами мира и повторению этих отношений из раза в раз. И вот теперь, наблюдая, как мнемоники ассоциируют сочетания предметов, не присущие миру, некие авторы заявляют, что это вредит памяти.
5. Осмысленность, опять же, требует включения всего ценного в структуру языка, чтобы не оставалось черных пятен, и это подкреплено механизмами памяти: все, что изолированно забывается. И если мы создаем абсурдные ассоциации, значит, они не важны и вредят памяти. Эти два примера указывают, что якобы мнемоника вредна, но даже начинающий мнемоник знает, что когда ассоциируешь образы предметов, истинность и осмысленность не влияет на результат. Вот и парадокс, но разоблачение далее.
6. Сознательность искусственной ассоциации тоже имеет спорный характер: с одной стороны чему как сознательному вмешательству в процессы памяти создавать ее искусственность, с другой, примеры детских книжек с картинками и рекламные постеры, прямо-таки мнемонически навязывающие товары и услуги, указывают, что мнемоника не обязательно сознательна. Также стоит обратить внимание, что в определенных условиях процессы самоорганизации памяти показывают куда большую результативность, чем любая сознательная организация. Вот и генеалогия сознания и памяти, по-видимому, сознание не приспособлено к тому, чтобы запоминать.
7. Избыточность более всего вскрывает то, что классическая мнемоника считает искусственным. Чем больше связей наплетешь вокруг сущностей, тем лучше будет помниться. Далее разоблачение парадокса истинности и осмысленности. Дело в том, что память не клубок и когда мы где-то создаем избыточность, где-то возникает недостаток. Тут вскрывается основная проблема ассоциативного подхода: он считает, что существуют связи крепкие или слабые, а на самом деле существует только вероятности переходов между состояниями нейронной сети. Одни образы наводят на другие с некоторой вероятностью, повторяя, мы перераспределяет вероятности. К сожалению для классических мнемоников, и к счастью для жизни и выживания, распределение вероятностей быстро приходит к естественному состоянию, обусловленному мотивацией, и эти самые искусственные ассоциации забываются.
8. Довольно об ассоциациях, перейдем к системному подходу. Первое что необходимо рассмотреть – это системная модель памяти (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Системная модель памяти
В соответствии с данной моделью в человеке выделяется 3 блока, назовем их условно: дух, душа и тело. Внимание, названия условные, не надо залазить в коннотации. Также учтите – это всего лишь модель удобная в данном рассмотрении. Обычно рассматривается двухступенчатая модель системы управления: мозг управляет телом. В данной модели мы рассматриваем более сложную модель, где мозг сам является системой управления и состоит из двух частей. В итоге дух управляет душой, душа телом. Думаю, читатель имеет достаточно воображения, чтобы остальное додумать по рисунку.
9. Душа, таким образом, заведует памятью и состоит из нейронных блоков, которые преобразуют входные импульсы в выходные, причем надо учесть, что сознаются только импульсы, приходящие от духа и уходящие к духу (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Блок памяти из общей схемы
10. Далее стоит отметить, что данный подход позволяет перейти от статического понимания памяти к динамическому. Теперь нет смысла говорить о сущностях и связях. Сущности мы оставляем на уровне духа, связи переходят в вероятности. О вероятностях будет сказано отдельно. Рассмотрим атомарный процесс преобразования или памяти (см. рисунок 3). Обратите внимание, на данном рисунке мы рассматривает не физический объект, а именно процесс, действие как систему. Для удобства мы разделяем вход на 3 части: изображены слева, сверху и снизу. Это схоже с нотацией IDEF0, которая используется для моделирования процессов. Вход – это импульсы, поступающие в память, либо по нервам со всего тела, либо из неведомых глубин духа. Выход – это результирующие импульсы полученные смешением входных с текущими процессами нейронной сети, собственно, преобразованием памяти. Волевое воздействие – это часть входных импульсов, имеющая направляющий характер, это мотивирующие импульсы. Аллоды – это системы памяти, отвечающие за преобразование, то из чего соткана память, интеллект.
Рисунок 3. Процесс преобразования информации
Комментариев нет:
Отправить комментарий